9 9
 
Nomer 9 (411) 3 марта 2011 года
80

  ЛИФТЫ ПРОСЯТ ДЕНЕГ

Проблемы лифтового хозяйства города по-прежнему будоражат уральцев. Напомним, после гибели беременной женщины, упавшей в шахту лифта, были закрыты более 50 лифтов. В редакцию посыпались возмущенные звонки от горожан. ГКП «Горлифт» заняло глухую оборону и с прессой общаться не желает.
Может ли повториться трагедия? В каком состоянии находится городское лифтовое хозяйство? На эти и другие вопросы отвечает директор ТОО «Уральсклифт» Борис ДЕЕВ.


- Борис Викторович, вашему предприятию в этом году исполняется 25 лет. Будучи частной фирмой, вы столько времени держитесь на плаву. Тяжело?

- Да, действительно, пережить пришлось многое: и развал СССР, и непростые 90-е, однако предприятие не прекратило свое существование и на сегодня является крупнейшим производителем работ по обслуживанию, ремонту, монтажу и поставке лифтов различной модификации в Западном Казахстане. Только за последние пять лет выполнены работы по демонтажу и монтажу свыше 150 пассажирских, больничных, грузовых лифтов в медучреждениях, административных, производственных зданиях. Однако с момента создания ГКП «Горлифт» у нас возникли новые проблемы.

- Какие?

- В 2001 году тогдашний аким города Мукатаев взялся за восстановление лифтов и обратился за помощью ко мне. Я на тот момент находился в Атырау, и вместо меня с ним встретился мой заместитель. Однако договориться не удалось, и аким, видимо, обидевшись, создал предприятие «Горлифт». И с тех пор с завидным постоянством оно выигрывает все тендеры на обслуживание лифтов. При этом акимат либо не устраивает наша тендерная документация, либо мы просто не узнаем о проведении тендера. Чиновники говорят, что объявление о нем печатается в СМИ. Но вот где печатается – это другой вопрос. Помню, в 2003 году я от знакомого случайно узнал, что в какой-то казахскоязычной малоизвестной газете маленьким шрифтом было напечатано о тендере. Кто это объявление там увидит?

- Что предприняли вы?

- Я пытался конкурировать с «Горлифтом», хотя это было очень сложно. Моя принципиальность вышла мне боком. К примеру, в середине 2000-х годов на таможне стали вымогать деньги за провоз лифтов. В противном случае обещали затянуть процесс растаможки до последнего. Мне это, естественно, было невыгодно, поэтому пришлось отдавать. В конце концов мне надоело, и я обратился к своему однокласснику, который на тот момент как раз занял должность начальника местного департамента КНБ. Правда, в итоге задержали только одного таможенника, который оказался племянником бывшего акима области Джакупова. С тех пор от меня отстали.

- Обозначьте главные проблемы лифтового хозяйства города.

- Каждый лифт должен проходить регистрацию. На нем обязательно указывается регистрационный номер, грузоподъемность, данные о владельце. Много таких лифтов вы видели по городу? Вот именно. А без регистрации лифты годами не обслуживаются, хотя техническое освидетельствование нужно проводить ежегодно. Кроме того, мало кто знает правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, этим занимаются неподготовленные люди. Никто не знает, сколько лифтов «обслуживают» подпольные организации, потому как никто не проводил истинную инвентаризацию лифтового хозяйства города и области. Механики, не имея лицензии, копаются в лифтах, а в итоге гибнут люди. Каждый механик должен быть аттестован и ежегодно проходить проверку знаний. К примеру, наши специалисты стажировались на монтаже лифтов крупнейших поставщиков лифтового оборудования. А за ЧП, подобные произошедшему на улице Инструментальной, я считаю, нужно строго наказывать.

- Что мешает вашей работе сейчас?

- По большей части конкуренция с «Горлифтом». Наши силы неравны. Мы зарабатываем все необходимое своим трудом, а ГКП пользуется значительной подпиткой из городской казны. Плюс к этому некоторые объемы работ отдаются «Горлифту» без проведения тендера, словно кто-то из чиновников лоббирует их интересы. Я уже обращался в Агентство по защите конкуренции, однако внятного ответа не получил. В итоге в данное время мы существуем с большим трудом, удерживая позиции доброй славой, заработанной еще в 80-90 годы.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО

Только цифры

На 2011 годы 118 лифтов жилого фонда требуют полной замены, на что необходимо 573 млн тенге. К 2015 году нужно заменить еще 97. Это будет стоить 534 млн. Таким образом, свыше миллиарда тенге требуется на обновление лифтов только на основании окончания срока эксплуатации.

P.S. В настоящее время акиматом и маслихатом города разрабатывается программа развития лифтового хозяйства жилого фонда, которая вскоре будет представлена на сессиях. В ней предполагается учесть средства для полной замены лифтов и сроки исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat