Nomer 18 (212) 3 мая 2007 года

   ЭТОТ ПРАЗДНИК - СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

А ведь их, победителей, с каждым годом остается все меньше и меньше. Из 167 ветеранов войны, мини-очерки о которых к 60-летию Победы на страницах «Надежды» в ходе акции «Этот день вы приближали как могли» опубликовали энтузиасты-поисковики из Группы компаний «Конденсат», сегодня здравствуют 128. В Уральске сейчас насчитывается 782 ветерана войны. Получается, только за последний год ряды фронтовиков поредели на 117 человек. По данным областного Центра по выплате пенсий, в живых в ЗКО остались 1202 участника Великой Отечественной войны, тогда как в прошлом году, по сведениям совета ветеранов, их было 1415.
Сколько бы ни говорилось красивых слов, а День Победы, чего скрывать, по-прежнему остается дежурным праздником. Поздравили ветеранов, да и то, как нередко бывает, не всех, сказали, казалось бы, искренние слова благодарности, вручили скромные подарки и традиционные гвоздики. И… благополучно забыли до следующего 9 Мая.
Вероятно, найдутся те, кто оспорит этот нелицеприятный вывод. Конечно, есть коллективы, где трепетно относятся к ветеранам, не оставляя их без постоянного внимания. Ведь старики умирают не столько от старости, сколько от забвения. Но достаточно прогуляться в Уральске по площади Победы, как становится стыдно. Прежде всего перед теми победителями, кто через шесть дней придет сюда почтить память товарищей, павших в той невероятно жестокой и кровавой войне. Если, конечно, позволит здоровье.
Да, площадь чистая и, на первый взгляд, ухоженная. Но только незрячий не увидит того, что облезшие ступеньки здесь ремонтировались второпях, на скорую руку, дабы не опозориться на праздники. Видимо, так мало денег в городской казне, что трудно обновлять штукатурку на стене памяти, на которой установлены пластины с фамилиями павших в Великой Отечественной войне, чаще, чем раз в году. Площадь, насколько мы знаем, охраняется круглосуточно. Благо, рядом находится департамент внутренних дел. Однако металлические пластины по-прежнему периодически исчезают в чреве многочисленных пунктов приема металлолома, а их место долго и позорно зияет пустотой, в укор нам, потомкам победителей. Хорошо, что не забыли восстановить. Но почему это делается не сразу, а в канун Дня Победы? У кого поднимается рука на подобное и разве трудно поймать воришек с тем, чтобы показать их по местному телевидению и на страницах газет?
Неужели наша память перед 76635 западноказахстанцами, ушедшими на фронт, из которых погиб почти каждый второй, заключается только в торжественных речах и подарках?

Александр СОЛНЦЕВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 

Странно, что на иные критические материалы, опубликованные в «Надежде», акиматы реагируют моментально. Но по такому серьезнейшему вопросу, как предоставление квартиры ветеранам в недостроенном доме с подачей сего факта как уже свершившегося, тишина - почти два месяца.
Всего в Западно-Казахстанской области в очереди на получение жилья сегодня находится около 790 участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Причем сокращается она крайне медленно. Так, в 2005 году ветеранам было выделено 46 квартир, в прошлом году – 40. А в текущем году исполнительная власть планирует оделить жильем около 50 ветеранов, сообщили нам в городском совете ветеранов. Хорошо хоть очередь на установку телефона уменьшилась более чем вдвое, из 90 нуждающихся в прошлом году телефон получили около 50 фронтовиков.
А вот Габдоллу Сатова и Ивана Чумакова попросту обманули. Бывший артиллерист Иван Ювинайлович отчаялся обзавестись собственным жильем и теперь коротает свой век в Доме инвалидов и престарелых. Габдолла Сатов прошел войну с пулеметом и вроде бы «заслужил» ключи от квартиры, но он уже никогда туда не въедет, так как 86-летний защитник Сталинграда недавно скончался, так и не дождавшись долгожданного жилья. Нормального, а не каморки в обветшавшем общежитии. Новый, казалось бы, дом, значащийся как уже заселенный, все еще не готов к приему жильцов. Правда, нас обнадежили, что квартиру у семьи Сатовых не отберут, и в ней все-таки будет жить вдова Кайша с внуком.
Ситуация с Василием Степановым вообще достойна книги рекордов Гиннесса. Фронтовик, в отличие от Габдоллы Сатова, успел умереть за год до того, как ему якобы «дали» жилье. Видимо, в горакимате настолько уверовали в свою безнаказанность, что включили его в список получивших квартиру…
Так когда же редакция дождется ответа на публикации по данным безобразиям?

Вероника УРАЛЬСКАЯ

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat