Nomer 22 (372) 3 июня 2010 года

   БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ

«Кем быть?» Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался этим нелегким вопросом. Рубрика «быть или не быть» создана в помощь тем, кто еще сомневается в выборе будущей профессии. На этой страничке мы попытаемся дать максимум необходимой информации, чтобы выпускники школы могли решить, стоит ли связывать свою жизнь с тем или иным видом деятельности.

Педагог, учитель, преподаватель, наставник. Что означают эти слова? По толковому словарю С. Ожегова и Н. Шведовой, педагог - специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой, глава учения. Но вряд ли кто-то может рассказать точнее о педагогической деятельности, чем сами учителя. Мы задали одинаковые вопросы педагогам из разных учебных заведений.

- Почему Вы стали учителем?
Галина Федоровна:
- Это получилось как-то само собой. Просто к окончанию школы уже точно знала, кем хочу быть, и не разу еще не пожалела о своем выборе.
Сания Байгазиевна:
- Нравились учителя, которые преподавали в школе, хотелось стать такой же, как они. Любила математику, и было желание добиться, чтобы ее понимали другие, была уверенность, что у меня все получится.
Наталья Владимировна:
- Если честно, педагогом я стала по воле родителей.
- Назовите основные качества, которыми, по вашему мнению, обязан обладать педагог?
Галина Федоровна:
- Любовь к детям и терпение.
Сания Байгазиевна:
- Отличное знание своего предмета, коммуникабельность, любовь к детям, желание принести пользу.
Наталья Владимировна:
- Это обязательно чувство юмора, профессионализм и любовь к детям.
- А какие чувства испытываете вы в своей работе?
Галина Федоровна:
- Непередаваемо чувство радости и гордости, когда видишь результаты своего труда. Думаю, это счастье - приходить каждый день в школу и видеть заинтересованные лица детей.
Сания Байгазиевна:
- Очень приятно осознавать, что ты приносишь пользу детям в частности, и государству в целом. Немаловажный положительный момент, перекрывающий все возможные минусы, это то, что благодаря работе с детьми невозможно стареть душой.
Наталья Владимировна:
- В нашей работе никогда не бывает скучно, во вторых, мы всегда сами чему-то учимся у детей.
- Назовите отрицательные, на ваш взгляд, стороны профессии учителя.
Галина Федоровна:
- Незаслуженно низкая оплата труда педагогов. Это, я думаю, единственный отрицательный аспект.
Сания Байгазиевна:
- Обидно, когда ребенок хочет хороших оценок, но ничего для этого не делает. На экзаменах приходится волноваться не меньше самих учащихся. Но это все лишь нюансы профессии, поэтому отрицательных сторон своей работы как таковых я не нахожу.
Наталья Владимировна:
- Часто приходится работать дома, и свободного времени почти не остается.
- Хороший учитель - результат упорного труда, или это талант?
Галина Федоровна:
- Как бы человек ни старался овладеть профессией, без таланта в этом деле он немногого добьется. Если учитель не может ладить с детьми, сколько ни трудись, он не завоюет их доверия и не добьется уважения.
Сания Байгазиевна:
- Безусловно, упорный труд, без которого и талант не разовьется, если даже он у человека есть. Труд и талант вместе - это двойной результат, двойная сила. Но чем больше талант, тем больше необходимо работать.
Наталья Владимировна:
- Скорее, все вместе, без таланта, конечно, здесь не обойтись.
- Что бы вы могли посоветовать тем, кто собирается связать свою жизнь с педагогикой?
Галина Федоровна:
- Советую хорошо подумать, прежде чем подавать документы в педагогический вуз или колледж. Вы должны четко понимать, что воспитание детей требует громадного терпения и большой ответственности. Важно, чтобы дети вас воспринимали не только как учителя, но и как обычного человека.
Сания Байгазиевна:
- Учитесь быть коммуникабельными и интересными, а для этого вам необходимо очень хорошо знать свое дело. И никогда не следует забывать, что учение и воспитание всегда едины.
Наталья Владимировна:
- Надо пробовать, только во время практики можно понять, твое это или нет. Много терпения, не злиться по пустякам, иметь уважение к любому человеку.

За комментариями по данной теме мы обратились к психологу СОШ № 21 Оксане Павловне ФЕДОРОВОЙ:

- Что необходимо знать каждому начинающему педагогу?
- Первое впечатление о человеке, а в особенности об учителе, складывается по его внешнему виду, поэтому важно соблюдать строгий деловой стиль. Также важно помнить, что серьезное отношение к работе и пунктуальность - это то, что помогает заработать авторитет и уважение коллег и учеников. Немаловажным является показать детям собственную заинтересованность в вашем предмете, важно подобрать такой способ подачи материала, чтобы это не было скучно, а действительно интересно и увлекательно.
Если вы решили быть учителем, вы должны хорошо понимать, на что идете, осознавать, что это работа не из простых, здесь важно всегда и во всем себя контролировать. Но если есть желание и стремление стать человеком, с которого будут брать пример, которого будут слушать и любить, это перевесит все трудности.
- А как вести себя в конфликтных ситуациях с учениками?
- Нередко между педагогом и учеником возникают конфликтные ситуации, которые необходимо избегать. Зачастую у родителей просто не хватает времени объяснять ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Важно понять причину агрессии. Это может быть и неблагоприятная обстановка дома, возможно, эти всплески эмоций связаны с переходным возрастом ребенка, или он таким образом пытается обратить на себя внимание, которого не дополучает дома. В этом случае самый лучший способ воздействовать на ребенка - это разговор с глазу на глаз, в процессе которого вы и сможете выяснить эту самую причину. Важно установить контакт с учеником, расположить его к себе, добиться доверия и предложить свою помощь.
Избежать конфликтных ситуаций иногда помогает обращение к ученику на «вы», этим вы показываете, что он тоже личность и достоин уважения, а когда ребенок это чувствует, он начинает вести себя совсем по-другому. Педагог должен не только обучать ребенка своему предмету, он должен воспитать в нем уважение в первую очередь к себе, а человек, уважающий себя, вряд ли станет сознательно портить о себе мнение в глазах окружающих.
- Мужская это или женская профессия?
- Первыми педагогами были исключительно мужчины, но со временем все изменилось, женщины стали более самостоятельными и независимыми. Сегодня в мире практически не осталось профессии, которой не смогла бы овладеть женщина. Это касается и педагогики. Хотя женщина-педагог более дисциплинированна и пунктуальна, неизменно считается, что лучшими учителями становятся все-таки представители сильного пола, т.к. они терпеливее, строже, серьезнее и менее отягощены домашними заботам, что позволяет им в полной мере отдаваться работе.

По данным областного управления образования, в ЗКО насчитывается 19175 педагогических работников.
Школы Приуралья ощущают нехватку учителей математики, информатики, физики, химии, английского языка, русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения.
Средняя заработная плата учителя с высшим образованием и десятилетним стажем работы с надбавками и доплатами составляет 57,1 тысячи тенге.
Учитель со среднеспециальным образованием и десятилетним стажем в среднем получает 32 тысячи тенге.

Представляем автора Ирину Перевозчикову.
В 2010 году окончила Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий, мечтает стать высококвалифицированным дизайнером, пробует силы в журналистике.

Галина Федоровна
КРУГЛОВА
заведующая учебной частью
и преподаватель русского языка
и литературы в СОШ № 21. Педагогический стаж работы -
34 года.

Сания Байгазиевна
САРСЕНОВА
заведующая отделением Уральского колледжа газа, нефти и отраслевых технологий. Педагогический стаж работы -
31 год.

Наталья Владимировна
МЫМРИНА
кандидат физико-математических наук, профессор ЗКГУ им. М. Утемисова. Педагогический стаж работы - 32 года.

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat