Nomer 36 (333) 03 сентября 2009 года

  Николай БОРОДКИН: "УРАЛ СПАСУТ КАНАЛЫ"

Яик Горыныч, Урал-батюшка, Ак Жаик – так с любовью величают главный источник жизни Приуралья. Но с каждым годом все труднее становится реке выполнять свои функции, она мелеет, сохнет и во многих местах ее можно перейти даже вброд.

На страницах «Н» неоднократно поднималась тема гибели Урала, обсуждались причины ее недомогания, а также способы спасения. Именно после этих публикаций в редакцию обратился гидротехник Николй Павлович Бородкин. Он недоумевает, почему к решению проблем реки на международные конференции приглашают ученых всех направлений, но не тех, кто действительно может помочь – гидротехников, мелиораторов.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей его «рецепты» спасения реки.

Урал – одна из крупнейших рек континента, занимающая в Европе третье место по своей протяженности после Волги и Дуная. Но как ни печально, здесь с каждым годом ухудшается экологическая обстановка. На территории РФ сток реки зарегулирован четырьмя крупными водохранилищами, 80 гидроузлами и 3200 самовольными земляными плотинами. Отсюда постоянный дефицит воды, который на сегодня в ЗКО достиг 58 процентов.
- Причина нехватки воды кроется не только в зарегулировании Урала, это и следствие глобального изменения климата, - считает Николай Бородкин. – Частично изменение климата - результат неправильной хозяйственной деятельности человека, но все же больше – это природное явление. Однако природе можно помочь, надо только грамотно распорядиться ресурсами.
По мнению Николая Павловича, которое, кстати, совпадает с выводами ученых, занимающихся изучением проблем Урала, никакие дноуглубительные работы в дельте реки не спасут ее. В период большого половодья Урал сам прекрасно очищается и без вмешательства человека наполняется талой водой, избавляясь от техногенных и антропогенных изменений.
- Но для этого во время паводка необходимо пропускать воду из Ириклинского водохранилища, - говорит Николай Бородкин. – А в последние годы этого не происходит из-за малого количества осадков, а следовательно, и низкой наполняемости водоемов. Но климат изменить можно, добившись прохождения в наших краях циклонов, которые в свою очередь принесут обильные дожди и снега, а значит, и драгоценную влагу.
Циклоны придут лишь туда, где много воды. В ЗКО же за последние 20 лет климат стал более жарким, превращая некогда зеленый край в пустыню. Казалось бы, замкнутый круг.
- Я рекомендую помочь нашей реке, не трогая существующих плотин. Воду можно перекачать с российской реки Оби. Для этого необходимо построить 200-километровый канал в районе города Ханты-Мансийска РФ и пятью насосными станциями подать воду в район города Каменск-Уральский, а оттуда - в бассейн Урала через Магнитогорск и Челябинск до Ириклинского водохранилища. Только наполнив последнее, а после подав воду в Урало-Кушумскую систему, мы сможем напоить Урал. Одновременно от Ириклинского водохранилища важно спроектировать канал длиной до 300 километров, уходящий в южные районы Костанайской области с заливом естественных впадин, которых там сотни, и с устройством систем озер. Понятно, что для строительства каналов потребуется межправительственное соглашение Казахстана с Россией, а также грамотные проекты. Но если мы не сделаем этого в ближайшие десять лет, ЗКО превратится в каменную пустыню, а Урал – в заболоченную канаву.
Практически то же решение кризиса воды в Азии предлагает мэр Москвы Юрий Лужков в своей книге «Вода и мир», опубликованной год назад. Его идея - строительство канала протяженностью 2,5 тысячи километров с расходом 1000 кубометров воды в секунду с Оби в той же точке выхода, что указывает и Николай Бородкин, но мимо города Кургана через Казахстан в Тургайский провал, в Сырдарью и Среднюю Азию, а далее с помощью насосной станции - в Туркмению.
«Если Россия не предпримет шагов к строительству этого канала, то через 20 лет вместо 20 млн человек, проживающих в Узбекистане, будет 50 миллионов и все они из-за нехватки воды пойдут в Россию с протянутой рукой, а мы будем вынуждены ею торговать, - пишет Юрий Лужков. - Это ни в коей мере не отразится на флоре и фауне Оби, поскольку забор воды в канал будет происходить в исходной точке Оби - Обской губе, где вода отработала свое назначение».
Но только один канал не спасет ЗКО от засухи, а Урал от обмеления, ему нужны обильные осадки и циклоны. По мнению Николая Бородкина, для привлечения в наш регион циклонов необходимо наполнить водой и высохшие озера и речки Приуралья, а сделать это возможно опять-таки при помощи мелиоративных работ.
Большая и Малая Узени, а следовательно, и расположенные вдоль них поселки, также страдают от маловодья. Эти реки берут начало на возвышенности Общий Сырт, протекают в пределах Прикаспийской низменности и впадают в бессточные Камыш-Самарские озера, многие из которых в данное время из-за засухи фактически погибли. Сейчас весь сток канала между Малыми и Большими Узенями зарегулирован в России, а потому вместо весеннего паводка Казахстан получает лишь санитарные попуски, которые не то что не могут напоить пересохшие речки и залить имеющиеся в этой части Западного Казахстана лиманы, но и полноценно обеспечить водой сами реки.
- Чтобы исправить это положение, необходимо или расширить имеющийся канал, или построить новый самотечный из Волги в районе города Балаково РФ до реки Иргиз, а далее каскадом насосных станций подать воду в новый канал по общему сырту с доведением точек водовыдела в Большой и Малый Узени до поселка Озинки с выведением канала до истока реки Деркул, а также с отводом на реки Чижа-1, Чижа-2 с устройством в верховьях накопительных резервуаров (водохранилищ до 550 – 100 млн кубометров), - продолжает Николай Бородкин. - В весенний период вода из канала пойдет по естественному руслу, заполняя естественные лиманы (лиман - мелководный залив, образующийся при затоплении равнин при выходе рек из берегов). С весенним паводком вода придет в апреле в Большой и Малый Узени и на верховье Чижа-1 и Чижа-2, а к сентябрю - к Камыш-Самарским озерам. На Большой и Малой Узени есть уже плотины, но их нужно грамотно реконструировать, тогда из них можно будет заливать окрестные лиманы. Это приведет к оживлению растительности и дичи, и в свою очередь - к изменению климатических условий. Если лиманы долгое время находятся без воды, происходит засоление почвы, и некогда плодородные земли превращаются в солонцовые. Это прямой путь к опустыниванию территорий.
Напоив Урал, Большой и Малый Узени, а также мелкие речушки, озера, заполнив лиманы, на территории ЗКО образуется огромная масса воды, от которой пойдут восходящие потоки и притянут к себе циклоны, и постепенно жаркий и резкий климат смягчится, вернется прежняя влажность, что возродит жизнь главного достояния ЗКО - Урала-батюшки.
- Я не настаиваю на том, что мои «рецепты» оздоровления экологии края – истина в последней инстанции, это лишь идеи, которые требуют анализа, - говорит Николай Павлович. – Но если бы два государства могли наконец объединиться, направив усилия и финансы на спасение от маловодья и засухи соседствующих регионов, природа-матушка отблагодарила бы нас сторицей. 2010 год президентом Казахстана объявлен годом начала индустриализации страны, хотелось бы к этому только добавить слово – «и мелиорации», ведь основная инициатива решения поднятых вопросов должна исходить от нашей республики.

Ирина КРИУЛИНА

Design by Kumargazhin Almat