Nomer 49 (346) 3 декабря 2009 года

  АИ-93: ПРИКАЗАНО - ВНИЗ

С 1 декабря стоимость бензина самой популярной марки АИ-93 на всех автозаправочных станциях Уральска установилась на отметке 82 тенге за литр. Аналогичная картина наблюдалась на АЗС во всех регионах Казахстана. Таким образом министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев сдержал свое обещание, озвученное неделю назад на очередном заседании правительства.

- Соответствующие объемы и правовая база готовы, - заявил Сауат Мынбаев 26 ноября. - Для пресечения попыток спекулятивных действий мелкими перекупщиками следует подключить правоохранительные органы.
Судя по всему, вмешательства силовиков не понадобилось, хотя вплоть до 30 ноября стоимость литра 93-го бензина не опускалась ниже 93 тенге. Исключение составляли АЗС «Гелиос», где горючее этой ходовой марки отпускали по 75 тенге, но часто только по талонам. Между тем 1 декабря «Гелиос» не стал отставать от всей остальной страны и тоже поменял цифры на ценниках, аккуратно уравняв АИ-93 с «министерским» показателем.
Что за стабилизация, недоумевают в связи с этим многие уральские водители. Одних заставили снизить цену и в то же время дали другому, наоборот, ее поднять. К тому же установленная цена все равно не устраивает простых автомобилистов. По их мнению, даже 82 тенге - это дорого. Возникают и другие вопросы. Например, надолго ли «замерла» цена 93-го? Почему именно АИ-93, выходит, не подумали о владельцах дизельных автомобилей и тех, кто до сих пор эксплуатирует технику, которая потребляет АИ-80? Откуда появилась цифра 82, и почему, скажем, не 80?
Не устраивает цена и автозаправочные станции, владельцы которых утверждают, что отныне будут работать себе в убыток. Но решение уже принято, а обеспечить контроль за его выполнением поручили правоохранительным органам.
По словам министра энергетики, для стабилизации цен на ГСМ со всеми недропользователями заключен меморандум о единой цене. Последнее повышение цен на бензин началось в конце лета. Причину объяснили ремонтом трех крупных отечественных НПЗ. Тогда нефтеперерабатывающие заводы не смогли обеспечить страну горючим. В результате в Казахстан повезли дорогой российский бензин, что, в свою очередь, привело к росту числа всевозможных перекупщиков.
На днях «Н» получила долгожданный ответ на запрос, поданный в управление энергетики и коммунального хозяйства ЗКО еще две недели назад. Именно тогда премьер-министр Карим Масимов приказал разобраться с теми, кто «балуется» с ценами на ГСМ. Однако ответ местного профильного ведомства откровенно разочаровал. Кроме того, что потребность ЗКО в бензине марки АИ-93 ориентировочно составляет 106 тыс. тонн, а АИ-80 - 91 тыс. тонн в год, больше ничем существенным там поделиться не смогли. Хотя нет. Заместитель начальника управления А. Бадашев «в рамках своей компетенции» сообщил, что ведомство ведет мониторинг цен и проводит совещания. При этом он так и не ответил, какова на рынке Приуралья доля российского и, соответственно, казахстанского бензина. Не услышали мы ответа и на вопрос: какие заложены в конечную стоимость ГСМ пошлины и акцизы? Видимо, эти вопросы тоже не в его «компетенции».
В общем, либо управление энергетики и коммунального хозяйства ЗКО попросту выдало откровенную отписку, либо не владеет ситуацией во вверенной ему вотчине. Видимо, поэтому вопрос стабилизации цен на бензин решили под нажимом Астаны, потому как на местах устранить эту проблему, судя по всему, некому.

Ербол ИСМАГУЛОВ

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat