Nomer 1 (195) 4 января 2007 года

   СЖЕЧЬ БРУЦЕЛЛУ - И ДЕЛО С КОНЦОМ!

Бруцеллез, поражающий и людей, и скот, испокон веков считался тяжким бедствием для народов, занимающихся скотоводством. Симптомы бруцеллеза у людей описал еще Гиппократ в IV веке до нашей эры. К ним относятся воспаление лимфоузлов, семенников, суставов, особенно коленных и локтевых, и длительно держащаяся высокая температура. Людям болезнь передается в основном от домашних животных – крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, собак, а также от грызунов. Это происходит в результате неудовлетворительных ветеринарно-санитарных условий содержания и выращивания скота, несвоевременной уборки абортированных плодов, последов, навоза, несоблюдения режима дезинфекции.
Диагностика болезни у людей так же, как и у скота, осуществляется путем взятия пробы крови на анализ. В истории описано немало случаев, когда из-за эпидемии бруцеллеза состоятельный скотовладелец в короткие сроки становился безлошадным бедняком.
В настоящее время благодаря развитию медицины и ветеринарии бруцеллез встречается лишь эпизодически. Так, 13 сентября 2005 года ОАО «Береке» завез на свою ферму в с. Красноармейское Зеленовского района 77 телок и трех бычков красноэстонской породы. Через три дня из областной ветбаклаборатории поступил результат анализа крови этого стада, в котором черным по белому было написано, что девять животных больны бруцеллезом. В данной ситуации нужно было срочно их забить и сдать мясо в колбасный цех. Однако руководство ОАО «Береке» стало оспаривать результаты анализа, подвергая их сомнению. Бумажная война между местной ветслужбой и ОАО длилась дольше месяца, до тех пор, пока в конце ноября 2005 года специалистами Дарьинской ветстанции не была взята контрольная проба крови у скота. Было выявлено четыре головы больных животных. Бруцеллезный скот был забит, а конфликт, казалось бы, исчерпан.
Однако во «вполне эпидемически благополучном» районе осенью 2005 года у одного из жителей с. Красноармейского вдруг заболела бруцеллезом корова, а к весне 2006 года в индивидуальном секторе выявилось уже четыре, осенью – три больных головы КРС, а в ОАО «Береке» - 16 голов. Если в индивидуальном секторе весь больной скот был забит сразу, то в «Береке» - только четыре. 12 остальных, больных бруцеллезом голов крупного рогатого скота до сих пор содержатся в загоне № 4, так как руководство акционерного общества не дает разрешения на забой этого скота.
Скот индивидуального сектора также инфицирован, поскольку со стадом ОАО «Береке» имеет общие пастбища и пути перегона. И, как следствие, у жительницы того же села Красноармейского Н. Дубицкой бруцеллезом заболели сразу три коровы из четырех. А она живет практически только за счет сдачи молока. Женщина четыре года назад потеряла мужа, до пенсии ей еще два года. Но хуже всего то, что Дубицкая и сама заразилась этой болезнью и пролежала около трех недель в больнице.
Противостояние между жителями Красноармейского и ОАО «Береке» из-за этих незабитых 12 больных коров с каждым днем накаляется все больше. Дошло до того, что некоторые горячие головы в селе предлагают просто-напросто... спалить загон № 4 вместе с больным скотом, тем более что ОАО экономит на дезинфекции, что чревато своими последствиями.
Между тем, по данным специалистов, бактерия бруцелла сохраняется, к примеру, в молоке 4-6 суток, на одежде человека до двух недель, в почве, воде, навозе, грубых кормах – до четырех месяцев. А так как на ферме отсутствует специальная санитарная комната-раздевалка, каждый рабочий фермы может с одеждой или на подошве сапог принести бруцеллу на свое подворье и к себе в дом, заразив при этом и домашний скот, и свою семью.
Конечно, если бы мы жили в более правовом государстве, потерпевшая Н. Дубицкая могла бы обратиться в суд и
а) взыскать с ОАО стоимость своего забитого молочного скота,
б) получить компенсацию за лечение.
Однако судиться с таким могущественным ОАО, как «Береке», здесь считается бесполезным делом. Несмотря на то, что руководитель предприятия Кымбатбек Айдаров сам приобрел больных животных, не выполнил ветеринарные предписания по забою больного скота и дезинфекции скотопомещения, он считает себя потерпевшим.
Поэтому улучшения обстановки с бруцеллезом в Красноярском сельском округе в ближайшее время не предвидится...


Болат БИСЕНГАЛИЕВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat