Nomer 1 (195) 4 января 2007 года

   ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ

С незапамятных времен сложилась добрая традиция - оставлять все плохое в уходящем году, прощая старые обиды, особенно когда это касается родных и близких. И тем самым очиститься от всякой скверны, чтобы встретить Новый год с чистым сердцем. Не зря же говорится, как его встретишь, так его и проведешь. Но семья, о которой пойдет речь в этой вполне детективной, а потому весьма печальной истории, встретила этот мирный семейный праздник порознь.
Еще памятно время, когда цены на квартиры равнялись стоимости дешевых подержанных автомобилей. Но теперь то, что когда-то стоило буквально копейки, стало баснословно дорогим. А потому неудивительно, что именно квартира превратилась в «яблоко раздора» в этой семейной драме, которая вконец разрушила все отношения между бабушкой и внучкой, до недавних пор живших по принципу «не разлей вода». Какая же черная кошка пробежала между столь близкими родственниками?
Весной 2004 года Василиса Павловна попросила свою внучку оформить документы для получения награды, положенной труженикам тыла в период Великой Отечественной войны. В силу своего возраста и плохого зрения она без сопровождения ходить не может, поэтому Светлана всегда помогала бабушке, представляя ее интересы во всех организациях. А бабушка во всем ей доверяла. Осенью того же года Светлана, как теперь утверждает Василиса Павловна, сказала, что нужно у нотариуса заверить документы. И когда она, бабушка, попросила нотариуса прочитать текст подписанного ею документа, ни нотариус, ни внучка его не огласили.
Примерно через месяц после подписания к Василисе Павловне, по ее словам, неожиданно пришел зять. Супруг внучки потребовал… освободить квартиру. Как теперь утверждает несчастная бабушка, внучка заставила ее мошенническим образом подписать договор дарения, и завладела квартирой, стоимость которой стала стремительно расти. Однако Василиса Павловна и не помышляла дарить свою квартиру кому-либо, так как у нее семеро детей, которые живут в России.
Дело дошло до такого грандиозного скандала, что пришлось обратиться в суд с иском к внучке и нотариусу, в котором Василиса Павловна просила признать договор дарения квартиры недействительным и обвинила внучку в том, что она обманным путем переоформила квартиру на себя.
На суде, прошедшем в июне 2006 года, через полтора года после всех тех событий, Светлана иск не признала, пояснив, что бабушка не только добровольно подарила ей квартиру, но и сама давно настаивала на этом. В завершение Светлана попросила суд применить так называемый срок исковой давности и отказать бабушке в иске.
Допрошенный в качестве ответчика нотариус, в свою очередь, иск также не признал, сказав, что, удостоверяя договор дарения квартиры в октябре 2004 года, он, как и положено, выяснил у Василисы Павловны ее дееспособность, свободу волеизъявления, а также разъяснил правовые последствия данной сделки. Как отметил нотариус, бабушка сама изъявила желание подарить квартиру внучке и подписала договор, выразив при этом благодарность за помощь в оформлении сделки. Впоследствии выяснилось, что еще за девять дней до этого Василиса Павловна обращалась к другому нотариусу, которая была допрошена в качестве свидетеля, с просьбой выдать три доверенности, одна из которых наделяла правом внучку получить справки из Центра по недвижимости для оформления договора дарения оспариваемой квартиры. При этом бабушке было вновь сказано обо всех правовых последствиях, и истица опять же сама подписала доверенность на получение справок для дарения квартиры.
Рассмотрев все факты, суд, как и ожидалось, определил, что претензии Василисы Павловны не нашли своего подтверждения и, считая их несостоятельными и неубедительными, решил в иске ей отказать.
Эта семейная драма, вконец испортившая отношения между ближайшими родственниками, на первый взгляд, не имеет рационального объяснения. Получается, что Василиса Павловна, сама подарившая внучке квартиру, вдруг ни с того ни с сего решила вернуть жилье, при этом обвинив Светлану в грехах, которые та не совершала. Мало того, после суда бабушка, одержимая желанием отобрать у внезапно ставшей чужой внучки подаренную квартиру, теперь продолжает обращаться в полицию, в прокуратуру, и в СМИ, настаивая на том, что ее жестоко обманули.
Кто прав, кто виноват? В попытке найти ответ на эти извечные вопросы, высветился такой немаловажный факт. После смерти мужа Василиса Павловна осталась было одна, но последние пятнадцать лет она живет вместе с другим человеком - одиноким участником Великой Отечественной войны. Он, также оставшись вдовцом, проживал рядом двумя этажами выше.
Василиса Павловна, если верить Светлане, человек старой закалки и патриархального уклада. Для нее мужчина в доме всегда был хозяином, чье слово – закон. Видимо, она всей душой прикипела к своей новой половине, с кем делит и горести, и радости. Поселившись в квартире соседа, они стали жить одной семьей, а бабушкину квартиру сдали в аренду.
Конечно, порой невозможно разобраться в потемках чужой души, но в этой истории на ум приходит только один грустный вывод. Выходит, вся трагедия заключается в том, что престарелая Василиса Павловна оказалась, как говорится, между двух огней. С одной стороны родная внучка, в которой она когда-то души не чаяла и подарила было квартиру, а с другой – ставший за какое-то время не менее родным сосед, с кем она создала новую семью, и который имеет свои виды на это жилье.
Что тут скажешь? Конечно, жаль бабушку, на долю которой на старости лет выпала не по годам рискованная лотерея, разыгранная на самом дорогом - отношениях между близкими людьми, где она, похоже, вытянула злополучный билет.


Максим РАХИМ

Design by Kumargazhin Almat