Nomer 1 (247) 4 января 2008 года

   ВСТРЕЧА

"Верю, иметь дело с властью будет легче"

Пятый юбилейный Международный конкурс скрипачей уже стал достоянием истории. Все бы ничего, но во время проведения конкурса случались совершенно непонятные вещи. Заключительный гала-концерт начался на час позже из-за того, что… литавры унесли сотрудники управления культуры для проведения торжеств по случаю Дня Независимости, и оркестр вынужден был играть без этого инструмента, а накануне министерство культуры и информации уведомило ГККП «Уральский филармонический оркестр» об отсутствии денег на выплату обещанной премии президента призеру-казахстанцу. К тому же маэстро заявил о роспуске состава своего оркестра. Что происходит за кулисами известного международного конкурса скрипачей, рассказал Заслуженный деятель культуры Казахстана Марат Бисенгалиев.
- Это был самый лучший из всех конкурсов. Высокий уровень участников отметил не только я, но и все, кто слушал конкурсантов. Если прежде они выступали просто как талантливые молодые музыканты, подающие надежды, то в этот раз я слушал мастеров, у которых можно и кое-чему поучиться.
- Марат, это связано с тем, что стали приходить более профессиональные конкурсанты?
- Это связано с репутацией конкурса, а ее не купишь ни за какие деньги. Репутация одного из самых объективных музыкальных конкурсов, подобных не так уж и много, привлекает талантливую молодежь, заинтересованную в честном состязании.
- Как Вы добивались этой объективности?
- Многими шагами. Работал по принципам, от которых не отходил, из-за которых мне доставалось и достается…
- Вы об упреке, почему казахстанцы не становятся номинантами Уральского международного конкурса скрипачей?
- Да. И почему большие деньги в виде грантов победителям уходят за границу, и зачем вообще Казахстану этот конкурс? Эти вопросы задаются также и в отношении моего оркестра. Люди до сих пор не поняли роли этого конкурса.
- А какие деньги уходят за границу?
- Имеются в виду гранты. Японец, к примеру, занимает призовое место и получает грант в размере 12 тысяч долларов. Наши же люди думают, что деньги, которые даются спонсором, в данном случае КПО б.в., должны упасть в карман именно казахского исполнителя. Но есть специальная премия лучшему казахстанскому исполнителю, она примерно такого же размера - один миллион тенге. Это премия президента. И я благодарен главе государства за эту поддержку. Она как раз рассчитана на то, чтобы расставить все точки над «i», чтобы не было всех этих разговоров. Моя главная цель - добиться, чтобы наша музыкальная казахстанская школа повышала мастерство через конкуренцию. Только через конкуренцию мы можем добиться класса. В оркестр мне необходимо набирать людей, которые соответствуют высокому музыкальному уровню. И, естественно, мне приходится брать и россиян, и людей других национальностей, но все они в любом случае представляют Казахстан. Я иногда вижу, что не все понимают, на каком уровне играет этот оркестр.
- Какую сумму составляет бюджет оркестра?
- Я музыкант и не занимаюсь финансами, но насколько знаю, примерно 100 тысяч долларов в год только на содержание коллектива оркестра. Для примера - бюджет самого захудалого оркестра составляет примерно 6-7 миллионов евро. У профессионального - порядка 30-50 миллионов. А у лучших оркестров мира вообще космические бюджеты. Могу открыто сказать, что получаю тысячу долларов. Эта зарплата была назначена с самого начала проекта и не менялась.
- Из каких источников финансируются международный конкурс скрипачей и работа Западно-Казахстанского симфонического оркестра?
- Это деньги местного бюджета и средства, которые дают спонсоры. В нашем оркестре работают музыканты высшего класса, и за 150 долларов в месяц они играть не будут. Я выучил каждого, создал КОЛЛЕКТИВ, и, конечно, новость, что придется поменять весь состав, меня шокировала.
- После завершения в Уральске конкурса скрипачей многие республиканские СМИ сообщили о том, что Вы готовы распустить свой знаменитый оркестр. Что стало причиной этого решения?
- Я вынужден распустить оркестр и набрать только национальный состав. Мне поставили такие условия. Я ответил: «Тогда я умываю руки». Но потом подумал: власть меняется, а дело, которым я занимаюсь - это надолго. Ну ладно, нам можно переждать, можно пока расформировать оркестр, можно отдать этих музыкантов под другую крышу, они будут работать со мной в индийском оркестре, а здесь мне придется сделать то, что от меня требуют. Мне очень стыдно об этом говорить - я сам казах, но все это мне напоминает о том, что случилось в Туркмении. Это показывает, насколько история не учит людей. Там сначала расформировали оперу, потом симфонический оркестр, и сейчас пожинают плоды. Посмотрите, какое отношение всего мира к этой стране? Мне кажется, это был какой-то рецидив неполноценности нации, маленькой нации. Моя идея - работать и показывать нашу казахстанскую нацию, людей, которые могут свободно смеяться над собой. Людей, которые спокойно относятся к таким явлениям, как Борат, делают все для того, чтобы быть великой нацией. Мне кажется, те, которые окружают вновь назначенных руководителей области и убеждают их в таких вещах, опасны для всего Западного региона Казахстана. Меня, например, постоянно спрашивают - куда деваются наши деньги, за что мы платим оркестру Марата Бисенгалиева? Они не видят, что дает этот оркестр. У нас отношение к культуре - как к аппендиксу…
- Как вообще родилась идея создать оркестр и учредить международный конкурс в Уральске?
- Изначально эта была просьба самого президента страны. Я был у него на приеме, и мы говорили о развитии музыкальной сферы, тогда он предложил мне реализовать какой-нибудь свой проект. А когда Нурсултан Назарбаев давал мне звание Заслуженного деятеля культуры, то попросил больше времени находиться в Казахстане, реализовывать свой проект и помогать нашей культуре. После этого я был приглашен к бывшему акиму области Крымбеку Кушербаеву. Это была его идея - проводить в Уральске международный конкурс скрипачей, и это его идеей была организация симфонического оркестра. Мне были даны планы проектов, которые, сразу хочу сказать, превзошли мои ожидания. И оркестр, и конкурс проявили себя на самом высоком уровне. А следующий аким, Нургали Ашимов, в итоге дал даже больше и сумел многое сделать, хотя в самом начале между нами было недопонимание. Тогда он мне сказал: «Все, хватит, давайте заниматься делом». Зарплата была задержана на три-четыре месяца, я потерял практически весь оркестр. После этого искали новых музыкантов. Мне пришлось начинать практически с нуля. Это было тревожное время. Но Ашимов все-таки понял, насколько важно иметь оркестр такого уровня, ведь это своего рода показатель достижений региона. И всегда визитная карточка всего Казахстана за рубежом. Он дал нам здание, где организовали студию, обеспечили инфраструктурой. Сейчас история повторяется, но у меня уже нет того оптимизма, что был прежде.
- Почему вы решили об этом сказать?
Если не я, то кто скажет? Но я не хочу резких поворотов, мне важно встречаться и работать с руководством области на позитивных началах. Хотя не могу понять, почему вокруг нас постоянно возникают какие-то проблемы? В этот раз, в самый последний момент министерство культуры и информации вдруг прислало письмо, сообщив, что в их бюджете нет средств на президентскую премию.
- Марат, были предложения о переносе оркестра, например, в Алматы? Помнится, в одной из передач телеканал «Хабар» с долей ревности говорил об Уральске, недоумевая, зачем Марату Бисенгалиеву, музыканту с мировым именем, понадобилось создавать свой оркестр в провинциальной дыре, да еще и проводить там международный конкурс скрипачей.
- В Западно-Казахстанской области мои корни. Поэтому считаю своим долгом оставить след на этой земле. А предложения, конечно, есть, но говорить об этом неэтично. Сейчас, конечно, придется просить у кого-нибудь помощи, чтобы спасти оркестр и музыкантов, за которых я отвечаю.
- Правда ли, что для того, чтобы реализовать проект симфонического оркестра и международного конкурса скрипачей, Вам пришлось отказаться от преподавания в консерватории Бирмингема, от выгодных контрактов на запись дисков?
- Да, прежде всего пришлось жертвовать работой за рубежом, а это стабильная зарплата, спокойное место, где очень интересные ученики. Это и сольные концерты. Но необходимо выбирать. Мне очень нравится мое дело. А игру с моим оркестром я предпочитаю любому, даже самому лучшему оркестру в мире. Потому что знаю, чего я хочу и чего могу добиться с этим оркестром.
- Какие контракты сегодня есть у оркестра Марата Бисенгалиева?
- С «Sony ВМG», но, чтобы удерживать этот контракт, мне постоянно нужно показывать качество. Мы много теряем из-за того, что оркестр вынужден постоянно записывать диски в Англии. Это очень нерентабельно. Важно иметь свою профессиональную студию. Поэтому трудно быть просто конкурентоспособным. Для меня это очень важная тема.
- Но у Вас же есть студия в Уральске?
- К сожалению, я не отслеживал ход ее строительства. Там допущены большие технические ошибки. Она не подходит для записей классической музыки. Неправильно построена сама студия, она устроена как попсовая, совершенно глухая. Все нужно переделывать.
- Что бы Вы поставили в заслугу своему филармоническому оркестру за пять лет его работы?
- В первую очередь заслуга оркестра - это огромная армия детей, которые ходят на концерты. И это не только настоящие любители музыки. Безусловно, эти концерты оставят след у целого поколения ребят. Совершенно уверен, что очень многие из них захотят заниматься музыкой, потому что услышали неординарные выступления. А тех записей, которые сделал наш оркестр, к сожалению, пока нет в продаже. Мы не можем себе это позволить, потому что каждый диск стоит порядка 30 долларов. Как подарочный вариант мы можем подарить их, например, акиму. Но многие не смогут их иметь. Хотя в любом случае эти записи останутся в истории.
- Где для Вас играть ответственнее - за границей или в Казахстане?
- В Казахстане, потому что здесь я постоянно играю перед теми людьми, которые ждут от меня чего-то большего. Здесь я не могу сыграть хуже, чем в прошлый раз. Это, конечно, большая ответственность.
- Сейчас часто говорят, что наше общество насквозь политизировано. Большое внимание уделяется экономике, политике, и почти никакого - духовности. В Уральске бывает, что и на ваших концертах пустуют ряды. Почему, как Вы считаете?
- Классическая музыка - это искусство для небольшой части общества, которая, кстати, двигает всех остальных. Это передовая интеллигенция, люди, стремящиеся к чему-то высшему. Естественно, классическая музыка не может сравниться с попсой. Но вот что интересно и радует. Есть за рубежом такое радио – «Классика FM». Так вот недавно оно побило все рекорды по числу слушателей среди всех остальных радиостанций. Это очень интересный факт. И мне хочется, чтобы такое произошло и в Казахстане. Ведь огромные деньги тратятся на праздники, но при этом мы не внедряемся по-настоящему в другие страны, чтобы заявить о себе. Например, о концерте, который я года два назад провел в Карнеги-холл, совершенно никто не знал. Казахстанская пресса не освещала это событие, потому что это было вне казахстанской зоны культуры. В Карнеги-холл я играл всего два раза, первый - в 1994 году. Играл как казахстанский скрипач, как коммерческий солист, который конкурирует, но не от министерства культуры РК. И у меня не было таких денег, чтобы пригласить туда журналистов. Но у нашего министерства культуры есть такие возможности. Для страны это можно было бы удачно использовать. Мои диски так и не появились в Казахстане. Здесь необходимо постоянно работать, и я верю, что настанет время, когда иметь дело с чиновниками будет намного легче.
- И все-таки, почему Вы больше работаете в Казахстане?
- С возрастом все больше чувствую тягу к Родине, уверен, что мне надо быть здесь, работать именно здесь. Конечно, легче просто заниматься своими концертами… Но с другой стороны, после таких концертов, как в Карнеги-холл, когда понимаешь, что совершенно нет резонанса в своей стране, задаешься вопросом - а какой тогда смысл все это делать?
- Марат, а что это за история создания творческого союза с братом небезызвестного комика Барона Коэна?
- Я увидел этого комика задолго до выхода фильма «Борат». Этот персонаж на Западе существовал давно. Коэн, конечно, достоин внимания, это умнейший человек, который сумел заполнить незанятую нишу нашего пиара. Я узнал, что у него есть брат Эрон - музыкант-трубач, и встретился с ним. Это было, конечно, непросто. Концерт с ним вызвал большой резонанс. Надеюсь, его когда-нибудь увидят и в Казахстане. Он, кстати, написал тот самый дурацкий гимн к этому скандально известному фильму. Но сама его музыка очень интересна. Она вызывает совершенно разную реакцию у людей – кому-то очень понравится, кому-то вообще не подойдет, но совершенно очевидно, что музыка неординарна. Все зарубежные издания отметили, что мы мастерским ударом сравняли счет. Об этом сообщили «Дейли ньюс», «Телеграф», «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост». То, что написал брат Саши Барона к сатирическому фильму о Казахстане, исполнил Уральский филармонический оркестр. Это, конечно, был риск, так как оркестр всегда должен быть на уровне, и важно, чтобы музыка не подвела. Но в результате был успех.
- Что бы Вы хотели пожелать казахстанцам в наступившем 2008 году?
- Конечно, главное, чтобы Казахстан шел по тому курсу, который он выбрал, чтобы не сбивался, чтобы не допускал ошибок соседних стран. И, самое важное, чтобы у нас был мир и никаких межнациональных ссор. Я считаю, это самое главное. Если нам удастся это сохранить, у нас будет будущее. По поводу своего оркестра скажу, что соберу, конечно, новый состав, но не знаю, как он будет звучать. Я, повторюсь, шокирован этим требованием.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat