"Верю, иметь дело с властью будет легче"
Пятый юбилейный Международный конкурс скрипачей уже стал достоянием истории. Все бы ничего, но во время проведения конкурса случались совершенно непонятные вещи. Заключительный гала-концерт начался на час позже из-за того, что… литавры унесли сотрудники управления культуры для проведения торжеств по случаю Дня Независимости, и оркестр вынужден был играть без этого инструмента, а накануне министерство культуры и информации уведомило ГККП «Уральский филармонический оркестр» об отсутствии денег на выплату обещанной премии президента призеру-казахстанцу. К тому же маэстро заявил о роспуске состава своего оркестра. Что происходит за кулисами известного международного конкурса скрипачей, рассказал Заслуженный деятель культуры Казахстана Марат Бисенгалиев.
- Это был самый лучший из всех конкурсов. Высокий уровень участников отметил не только я, но и все, кто слушал конкурсантов. Если прежде они выступали просто как талантливые молодые музыканты, подающие надежды, то в этот раз я слушал мастеров, у которых можно и кое-чему поучиться.
- Марат, это связано с тем, что стали приходить более профессиональные конкурсанты?
- Это связано с репутацией конкурса, а ее не купишь ни за какие деньги. Репутация одного из самых объективных музыкальных конкурсов, подобных не так уж и много, привлекает талантливую молодежь, заинтересованную в честном состязании.
- Как Вы добивались этой объективности?
- Многими шагами. Работал по принципам, от которых не отходил, из-за которых мне доставалось и достается…
- Вы об упреке, почему казахстанцы не становятся номинантами Уральского международного конкурса скрипачей?
- Да. И почему большие деньги в виде грантов победителям уходят за границу, и зачем вообще Казахстану этот конкурс? Эти вопросы задаются также и в отношении моего оркестра. Люди до сих пор не поняли роли этого конкурса.
- А какие деньги уходят за границу?
- Имеются в виду гранты. Японец, к примеру, занимает призовое место и получает грант в размере 12 тысяч долларов. Наши же люди думают, что деньги, которые даются спонсором, в данном случае КПО б.в., должны упасть в карман именно казахского исполнителя. Но есть специальная премия лучшему казахстанскому исполнителю, она примерно такого же размера - один миллион тенге. Это премия президента. И я благодарен главе государства за эту поддержку. Она как раз рассчитана на то, чтобы расставить все точки над «i», чтобы не было всех этих разговоров. Моя главная цель - добиться, чтобы наша музыкальная казахстанская школа повышала мастерство через конкуренцию. Только через конкуренцию мы можем добиться класса. В оркестр мне необходимо набирать людей, которые соответствуют высокому музыкальному уровню. И, естественно, мне приходится брать и россиян, и людей других национальностей, но все они в любом случае представляют Казахстан. Я иногда вижу, что не все понимают, на каком уровне играет этот оркестр.
- Какую сумму составляет бюджет оркестра?
- Я музыкант и не занимаюсь финансами, но насколько знаю, примерно 100 тысяч долларов в год только на содержание коллектива оркестра. Для примера - бюджет самого захудалого оркестра составляет примерно 6-7 миллионов евро. У профессионального - порядка 30-50 миллионов. А у лучших оркестров мира вообще космические бюджеты. Могу открыто сказать, что получаю тысячу долларов. Эта зарплата была назначена с самого начала проекта и не менялась.
- Из каких источников финансируются международный конкурс скрипачей и работа Западно-Казахстанского симфонического оркестра?
- Это деньги местного бюджета и средства, которые дают спонсоры. В нашем оркестре работают музыканты высшего класса, и за 150 долларов в месяц они играть не будут. Я выучил каждого, создал КОЛЛЕКТИВ, и, конечно, новость, что придется поменять весь состав, меня шокировала.
- После завершения в Уральске конкурса скрипачей многие республиканские СМИ сообщили о том, что Вы готовы распустить свой знаменитый оркестр. Что стало причиной этого решения?
- Я вынужден распустить оркестр и набрать только национальный состав. Мне поставили такие условия. Я ответил: «Тогда я умываю руки». Но потом подумал: власть меняется, а дело, которым я занимаюсь - это надолго. Ну ладно, нам можно переждать, можно пока расформировать оркестр, можно отдать этих музыкантов под другую крышу, они будут работать со мной в индийском оркестре, а здесь мне придется сделать то, что от меня требуют. Мне очень стыдно об этом говорить - я сам казах, но все это мне напоминает о том, что случилось в Туркмении. Это показывает, насколько история не учит людей. Там сначала расформировали оперу, потом симфонический оркестр, и сейчас пожинают плоды. Посмотрите, какое отношение всего мира к этой стране? Мне кажется, это был какой-то рецидив неполноценности нации, маленькой нации. Моя идея - работать и показывать нашу казахстанскую нацию, людей, которые могут свободно смеяться над собой. Людей, которые спокойно относятся к таким явлениям, как Борат, делают все для того, чтобы быть великой нацией. Мне кажется, те, которые окружают вновь назначенных руководителей области и убеждают их в таких вещах, опасны для всего Западного региона Казахстана. Меня, например, постоянно спрашивают - куда деваются наши деньги, за что мы платим оркестру Марата Бисенгалиева? Они не видят, что дает этот оркестр. У нас отношение к культуре - как к аппендиксу…
- Как вообще родилась идея создать оркестр и учредить международный конкурс в Уральске?
- Изначально эта была просьба самого президента страны. Я был у него на приеме, и мы говорили о развитии музыкальной сферы, тогда он предложил мне реализовать какой-нибудь свой проект. А когда Нурсултан Назарбаев давал мне звание Заслуженного деятеля культуры, то попросил больше времени находиться в Казахстане, реализовывать свой проект и помогать нашей культуре. После этого я был приглашен к бывшему акиму области Крымбеку Кушербаеву. Это была его идея - проводить в Уральске международный конкурс скрипачей, и это его идеей была организация симфонического оркестра. Мне были даны планы проектов, которые, сразу хочу сказать, превзошли мои ожидания. И оркестр, и конкурс проявили себя на самом высоком уровне. А следующий аким, Нургали Ашимов, в итоге дал даже больше и сумел многое сделать, хотя в самом начале между нами было недопонимание. Тогда он мне сказал: «Все, хватит, давайте заниматься делом». Зарплата была задержана на три-четыре месяца, я потерял практически весь оркестр. После этого искали новых музыкантов. Мне пришлось начинать практически с нуля. Это было тревожное время. Но Ашимов все-таки понял, насколько важно иметь оркестр такого уровня, ведь это своего рода показатель достижений региона. И всегда визитная карточка всего Казахстана за рубежом. Он дал нам здание, где организовали студию, обеспечили инфраструктурой. Сейчас история повторяется, но у меня уже нет того оптимизма, что был прежде.
- Почему вы решили об этом сказать?
Если не я, то кто скажет? Но я не хочу резких поворотов, мне важно встречаться и работать с руководством области на позитивных началах. Хотя не могу понять, почему вокруг нас постоянно возникают какие-то проблемы? В этот раз, в самый последний момент министерство культуры и информации вдруг прислало письмо, сообщив, что в их бюджете нет средств на президентскую премию.
- Марат, были предложения о переносе оркестра, например, в Алматы? Помнится, в одной из передач телеканал «Хабар» с долей ревности говорил об Уральске, недоумевая, зачем Марату Бисенгалиеву, музыканту с мировым именем, понадобилось создавать свой оркестр в провинциальной дыре, да еще и проводить там международный конкурс скрипачей.
- В Западно-Казахстанской области мои корни. Поэтому считаю своим долгом оставить след на этой земле. А предложения, конечно, есть, но говорить об этом неэтично. Сейчас, конечно, придется просить у кого-нибудь помощи, чтобы спасти оркестр и музыкантов, за которых я отвечаю.
- Правда ли, что для того, чтобы реализовать проект симфонического оркестра и международного конкурса скрипачей, Вам пришлось отказаться от преподавания в консерватории Бирмингема, от выгодных контрактов на запись дисков?
- Да, прежде всего пришлось жертвовать работой за рубежом, а это стабильная зарплата, спокойное место, где очень интересные ученики. Это и сольные концерты. Но необходимо выбирать. Мне очень нравится мое дело. А игру с моим оркестром я предпочитаю любому, даже самому лучшему оркестру в мире. Потому что знаю, чего я хочу и чего могу добиться с этим оркестром.
- Какие контракты сегодня есть у оркестра Марата Бисенгалиева?
- С «Sony ВМG», но, чтобы удерживать этот контракт, мне постоянно нужно показывать качество. Мы много теряем из-за того, что оркестр вынужден постоянно записывать диски в Англии. Это очень нерентабельно. Важно иметь свою профессиональную студию. Поэтому трудно быть просто конкурентоспособным. Для меня это очень важная тема.
- Но у Вас же есть студия в Уральске?
- К сожалению, я не отслеживал ход ее строительства. Там допущены большие технические ошибки. Она не подходит для записей классической музыки. Неправильно построена сама студия, она устроена как попсовая, совершенно глухая. Все нужно переделывать.
- Что бы Вы поставили в заслугу своему филармоническому оркестру за пять лет его работы?
- В первую очередь заслуга оркестра - это огромная армия детей, которые ходят на концерты. И это не только настоящие любители музыки. Безусловно, эти концерты оставят след у целого поколения ребят. Совершенно уверен, что очень многие из них захотят заниматься музыкой, потому что услышали неординарные выступления. А тех записей, которые сделал наш оркестр, к сожалению, пока нет в продаже. Мы не можем себе это позволить, потому что каждый диск стоит порядка 30 долларов. Как подарочный вариант мы можем подарить их, например, акиму. Но многие не смогут их иметь. Хотя в любом случае эти записи останутся в истории.
- Где для Вас играть ответственнее - за границей или в Казахстане?
- В Казахстане, потому что здесь я постоянно играю перед теми людьми, которые ждут от меня чего-то большего. Здесь я не могу сыграть хуже, чем в прошлый раз. Это, конечно, большая ответственность.
- Сейчас часто говорят, что наше общество насквозь политизировано. Большое внимание уделяется экономике, политике, и почти никакого - духовности. В Уральске бывает, что и на ваших концертах пустуют ряды. Почему, как Вы считаете?
- Классическая музыка - это искусство для небольшой части общества, которая, кстати, двигает всех остальных. Это передовая интеллигенция, люди, стремящиеся к чему-то высшему. Естественно, классическая музыка не может сравниться с попсой. Но вот что интересно и радует. Есть за рубежом такое радио – «Классика FM». Так вот недавно оно побило все рекорды по числу слушателей среди всех остальных радиостанций. Это очень интересный факт. И мне хочется, чтобы такое произошло и в Казахстане. Ведь огромные деньги тратятся на праздники, но при этом мы не внедряемся по-настоящему в другие страны, чтобы заявить о себе. Например, о концерте, который я года два назад провел в Карнеги-холл, совершенно никто не знал. Казахстанская пресса не освещала это событие, потому что это было вне казахстанской зоны культуры. В Карнеги-холл я играл всего два раза, первый - в 1994 году. Играл как казахстанский скрипач, как коммерческий солист, который конкурирует, но не от министерства культуры РК. И у меня не было таких денег, чтобы пригласить туда журналистов. Но у нашего министерства культуры есть такие возможности. Для страны это можно было бы удачно использовать. Мои диски так и не появились в Казахстане. Здесь необходимо постоянно работать, и я верю, что настанет время, когда иметь дело с чиновниками будет намного легче.
- И все-таки, почему Вы больше работаете в Казахстане?
- С возрастом все больше чувствую тягу к Родине, уверен, что мне надо быть здесь, работать именно здесь. Конечно, легче просто заниматься своими концертами… Но с другой стороны, после таких концертов, как в Карнеги-холл, когда понимаешь, что совершенно нет резонанса в своей стране, задаешься вопросом - а какой тогда смысл все это делать?
- Марат, а что это за история создания творческого союза с братом небезызвестного комика Барона Коэна?
- Я увидел этого комика задолго до выхода фильма «Борат». Этот персонаж на Западе существовал давно. Коэн, конечно, достоин внимания, это умнейший человек, который сумел заполнить незанятую нишу нашего пиара. Я узнал, что у него есть брат Эрон - музыкант-трубач, и встретился с ним. Это было, конечно, непросто. Концерт с ним вызвал большой резонанс. Надеюсь, его когда-нибудь увидят и в Казахстане. Он, кстати, написал тот самый дурацкий гимн к этому скандально известному фильму. Но сама его музыка очень интересна. Она вызывает совершенно разную реакцию у людей – кому-то очень понравится, кому-то вообще не подойдет, но совершенно очевидно, что музыка неординарна. Все зарубежные издания отметили, что мы мастерским ударом сравняли счет. Об этом сообщили «Дейли ньюс», «Телеграф», «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост». То, что написал брат Саши Барона к сатирическому фильму о Казахстане, исполнил Уральский филармонический оркестр. Это, конечно, был риск, так как оркестр всегда должен быть на уровне, и важно, чтобы музыка не подвела. Но в результате был успех.
- Что бы Вы хотели пожелать казахстанцам в наступившем 2008 году?
- Конечно, главное, чтобы Казахстан шел по тому курсу, который он выбрал, чтобы не сбивался, чтобы не допускал ошибок соседних стран. И, самое важное, чтобы у нас был мир и никаких межнациональных ссор. Я считаю, это самое главное. Если нам удастся это сохранить, у нас будет будущее. По поводу своего оркестра скажу, что соберу, конечно, новый состав, но не знаю, как он будет звучать. Я, повторюсь, шокирован этим требованием.
Алла ЗЛОБИНА |