Nomer 5 (355) 04 февраля 2010 года

  Александр МАЮЧИЙ: "ИСХОДИЛ ПРИУРАЛЬЕ ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК"

Круглая дата - всегда хороший повод поговорить о жизни. А если речь идет об интересном человеке, имеющем богатый жизненный опыт, то вдвойне. 7 февраля свой 60-летний юбилей празднует Александр Маючий, человек, который начал свою карьеру на стройке и в 37 лет стал самым молодым в республике секретарем обкома партии. Ему доверяли ответственные посты, а люди верили, потому что не был равнодушен к их проблемам.

- Александр Федорович, вы уроженец Украины, а как оказались в Казахстане?
- Я родился в поселке Кобыжча, расположенном в 70 километрах от Киева. Учился на «отлично», но, окончив восемь классов, уговорил отца, чтобы он разрешил мне поступить в строительный техникум - с условием, что обязательно продолжу обучение в институте. Отец ставил задачу, чтобы все в семье, а нас, детей, было трое, имели высшее образование, и настаивал, чтобы я учился радиоэлектронике. Это направление тогда было очень перспективным.
- Почему выбрали именно профессию строителя?
- Я часто бывал в Киеве, там в то время шла громадная стройка, и мне казалось, что строители - это великие люди. Окончив техникум по специальности «Промышленное и гражданское строительство», поступил в политехнический институт, затем учился в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В Уральск приехал по направлению института. Здесь была интересная работа, здесь влюбился и женился, потом получил и квартиру. С женой воспитали троих детей, сейчас растут четыре внука.
- Вы многие годы работали на руководящих должностях…
- Да. Начал со стройки, затем трудился в проектном институте, где прошел путь от рядового инженера до начальника отдела. Потом меня направили в аппарат горкома партии. Это была ответственная работа. Там курировал строительство и коммунальное хозяйство. До конца 70-х годов Уральск был небольшим, тихим городом с небольшими домами, но со своей богатой историей. А когда первым секретарем в область приехал Мустахим Билялович Иксанов, началось интенсивное строительство. Строили железнодорожный и автомобильный вокзалы, путепроводы, мосты, дороги, первые девятиэтажки, клубы… Мы тогда работали с раннего утра до позднего вечера, не жаловались, не робели, был задор. Не понимаю, когда сейчас молодые люди говорят - я устал, или - рабочий день уже закончился. Считаю неправильным, что выпускник какого-нибудь зарубежного вуза сразу начинает работать на руководящей должности, при этом на практике не зная, как «кирпич кладется», как строить отношения с людьми.
- Это вы о высказывании президента о «детских садах» в министерствах?
- Хорошо, что президент об этом сказал. Основные знания и опыт специалист получает на начальных участках работы. Это учит и уважению к людям, к их труду. Мы, например, никогда не позволяли грубость или невнимание к кому-либо. Если не можешь помочь, то хоть выслушай, подскажи, как быть.
- Чиновники всегда подвергаются критике, и вас в свое время, наверное, критиковали?
- По работе критика и требования, конечно, были. Меня назначали на должности, когда был еще достаточно молодым. Нас учили работать, и, конечно, не раз мы получали «взбучки». Особенно много пришлось работать с 1991 по 1997 годы, когда в стране было тяжелейшее экономическое положение - не выплачивались пенсии, зарплаты, люди выходили на площади. Как-то произошел такой случай. Когда я работал заместителем акима области, ко мне пришла женщина с ребенком и говорит, что пять месяцев не получает зарплату, нечем кормить ребенка. Кладет ребенка на стол, поворачивается и уходит, я за ней… Конечно, ей мы помогли, и помогали многим.
- С такой богатой трудовой биографией вы можете рассказать массу интересных историй...
- Да, разных ситуаций было много. Взять, к примеру, паводок 2004 года, когда Казталовка оказалась под водой. Вода затопила саманные дома. Люди - и пожилые, и больные - не могли выбраться из домов, была истерика. Работали все, невзирая на ранги. Расселяли в школы, туда, где оставалась суша, тут же организовали питание. Потом за лето построили 220 капитальных домов и провели туда газ. Когда людей заселили, мы еле оттуда убежали. В хорошем смысле. Сельчане приглашали нас в гости, не отпускали, благодарили за то, что так изменилась их жизнь.
Или другая история. Есть у нас Айдарханское водохранилище, которое расположено на границе села Фурманово. В паводок с водохранилища идет вода от Казталовки на Жангалу. Лавину воды сдерживает именно это водохранилище. Если его резко открыть, затопит Жангалу, а если совсем не пропускать воду, затопит Казталовку и Фурманово. Я работал начальником областного управления по ЧС. И тут мне сообщают, что там что-то происходит. Заказываю вертолет, прилетаю, и вижу картину: на плотине уже заложена взрывчатка, а на ней сверху сидит Тулеген Тастаевич Мергалиев, аким Жангалинского района. На другой стороне стоит аким тогда еще Фурмановского района и говорит - сейчас взорву! Его поселок Карасу уже топило, и люди могли оказаться под водой. Другой, сидя на взрывчатке, кричит, взрывай вместе со мной, потому что если взорвешь, то затопит мои поселки…
- И чем все закончилось?
- Мы чуть поодаль взорвали небольшое земляное полотно, и вода прошла плавно. Сейчас эта история лишь вызывает улыбку, а тогда нам было не до смеха.
- Александр Федорович, в чем, на ваш взгляд, разница между нынешним молодым поколением госслужащих и вашим?
- Я сразу скажу, нынешние, на мой взгляд, оторвались от народа. Чиновник - это нормальный функционер, если он выполняет свои обязанности как положено. В чем разница между современными чиновниками и чиновниками моего времени? Мы бывали во всех уголках области, были в курсе всех событий. Знали, о чем люди думают, выслушивали нелицеприятную критику. С людьми встречались не по заранее распланированному порядку. Мое мнение - с людьми нужно вместе быть. А сейчас некоторые молодые госслужащие даже не знают, где находится поселок Урда. А у нас все районы совершенно разные - и по климатическим условиям, и по технической оснащенности, по транспортной обеспеченности, и психология людей везде разная. В Сырыме один подход к проблеме, в Казталовке - другой, и эмоции другие. Как ты можешь работать или руководить, если там твоя нога не ступала?
- Вы успешно работали на госслужбе, почему перешли в ГК «Конденсат»?
- ГК «Конденсат» - это не тот бизнес, который живет одним днем. Компания работает на будущее. К тому же я имел некоторое отношение к созданию «Конденсата». Когда мы стали суверенными, на посевную и уборочную горючего не было. Приходилось буквально на коленях просить ГСМ в Атырау, в Мангыстау, а у нас под носом свое Карачаганакское месторождение. Тогда я работал заместителем акима области и мы поставили цель организовать переработку сырья у себя. Признаюсь, мы мало что знали о таком сырье, как конденсат, хотя и читали специальную литературу. Думали, что можно купить блочную установку, подключить ее к трубе и получать дизтопливо. Когда встал вопрос, кого назначить руководителем, а рассматривали несколько человек, первый руководитель области принял решение, что лучшая кандидатура - Валерий Кинжегалиевич Джунусов. Он возглавлял областное управление нефтепродуктов, имел опыт работы большого руководителя. Не каждый согласился бы возглавить предприятие, которое существовало только на бумаге. Он согласился. Потом нужно было добиться соответствующего постановления правительства, найти деньги… В процессе работы стало понятно, что это не просто установка, а большое и сложное хозяйство. Но выбор руководителя оказался правильным. Был бы кто-то другой, предприятие могло не состояться. Сейчас я возглавляю департамент развития ГКК, занимаюсь инвестициями, строительством и планированием производства. Сегодня в ГК «Конденсат» разрабатываются и реализуются перспективные проекты. Работы - творческой, интересной - очень много.
- Слышала, что вы активно занимаетесь спортом…
- Если бы я не занимался спортом при такой напряженной работе, не знаю, выдержал бы. Обязательно бегаю по утрам, играю в бадминтон, в теннис, с удовольствием хожу на лыжах. Не курю, и даже в детстве не пробовал. Люблю заниматься садоводством, но одна проблема - не хватает времени. Люблю охоту, пару раз в год обязательно выезжаю в охотничьи угодья.
- У вас много государственных наград, какие самые памятные?
- Все. Одну медаль получил за Астану. Когда столица только начинала застраиваться, я принимал участие в этих работах. А вообще можно было бы книгу написать о том, как мы работали в то время. Было трудно, но за свои дела нам не стыдно. А мне лично очень везло с людьми, и если я чего-то достиг, то только благодаря тем, с кем работал.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat