Nomer 5 (355) 04 февраля 2010 года

   ОТ ЖИЕК-КУМА ДО БЕРЛИНА

Приближается годовщина Великой Победы, стоившей миллионам людей жизни и неизмеримых страданий, день траура и памяти.
Верная своим традициям, редакция «Надежды» продолжает публикацию материалов, посвященных этой дате, в том числе и рассказы детей, внуков и других близких о родственниках-ветеранах, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни.

Хочу рассказать о своем отце, Зайнулле Мурадимовиче Кошмухамбетове, ветеране Великой Отечественной войны, прошедшем ее от первых до последних дней и оставившем свою роспись на стенах рейхстага.

В 1934 году, в 16 лет, он поступил на младшее подготовительное отделение Уральского гидромелиоративно-строительного техникума. 16-летнего подростка с четырехклассным образованием, слабо владеющего русским языком, приняли в техникум как прибывшего из самого отдаленного аула Жиек-Кум, что в Урдинском районе.
Директор техникума Константин Фокич Краснов и преподаватели, не считаясь со временем, заботливо создавали максимальные бытовые условия студентам для нормальной жизни и учебы. Многие выпускники техникума впоследствии стали крупными специалистами. Например, Г. Карабалин, работавший начальником облсельхозуправления, С. Уразгалиев, десятки лет трудившийся на посту начальника облуправления хлебопродуктов, И. Финько, ставший начальником облуправления профтехобразования, и многие другие.
Преподаватели техникума были специалистами, влюбленными в свою профессию, которые в любое время помогали студентам так же, как П. П. Москвичев, П. Ф. Баньковский, С. И. Кондрахин, Н. С. Зверев, В. И. Мурзин, Н. С. Лысов, Н. И. Рогачев, Н. К. Кожевников, И. К. Зеленский, С. Омаров, А. Литовченко и другие.
Большое внимание в техникуме уделялось военной подготовке, овладению боевым огнестрельным оружием и начальными знаниями военного дела.
В 1939 году отец сдал норму на значок «Ворошиловский стрелок» второй степени, что очень пригодилось ему позже, в годы войны.
Чтобы лучше развивалось животноводство и большой урожай давала западно-казахстанская степь, нужно было заставить воды Урала служить сельскому хозяйству. Отцу выпала честь быть в числе строителей Урало-Кушумского канала, 70-летие которого совсем недавно отмечалось в области. На строительстве канала принимали участие восемь тысяч человек – рабочих, колхозников и служащих области. Отец работал в качестве мастера-практиканта по возведению главной плотины. Строительство было закончено за 30 рабочих дней вместо 45 по плану. Соединились русла рек Урал и Кушум, не только был прорыт новый 40-километровый канал, но и построены две большие плотины, 20 дамб, расчищено русло реки Чаган на протяжении 40 км. Общий фронт работ протянулся на 80 км.
В результате тружениками области было получено 130 тысяч гектаров заливных сенокосов, пять тысяч гектаров орошаемой пахотной земли, обводнены пастбищные угодья на миллионе гектаров, и решился вопрос водоснабжения населения десятков колхозов. На четвертом участке работали 400 землекопов по отсыпке плотины. Руководство этой работой было доверено отцу и Наумову, студенту из Минска, за что они были премированы ценными подарками и денежными средствами.
В декабре 1939 года отец был мобилизован в ряды Красной армии с четвертого курса техникума, а закончить его пришлось гораздо позже...
Шла Советско-финляндская война, и часть, где служил отец, готовили для отправки на фронт, но война быстро закончилась, а через год грянула Великая Отечественная. В августе 1941 года отец уже воевал в 35-й дальнебомбардировочной бригаде под г. Ельней Смоленской области, а в одном из боев в белорусских пинских болотах их самолет сбила зенитка. Раненный в бедро отец и пилот прыгнули с парашютами и повисли на ветках деревьев, а подбитый самолет практически без хвостовой части упал где-то дальше в лесу.
Больше месяца они добирались к своим. Спасибо местным жителям, которые подобрали их и долго выхаживали. Отец после войны частенько вспоминал добрым словом деда с бабкой, которые прятали летчиков, при этом то и дело заглядывая в какую-то «толстую книгу», оказавшуюся Библией…
Вернувшись в строй, с 1943 года отец служил мотористом в 63-м гвардейском истребительном полку им. Кутузова третьей гвардейской истребительной дивизии, которой командовал Василий Иосифович Сталин. Здесь ему довелось обслуживать самолет «Ла-5». В этом же полку воевал Алексей Маресьев, который, как известно, после серьезного ранения продолжал летать с протезами ног. Отец рассказывал, как при посадке в самолет легендарный летчик на руках подтягивался и рывком заносил ноги в кабину. Вспоминал он и о том, как бомбы к самолету подвешивали совсем молоденькие девушки, и знаменитую поговорку Маресьева «От винта!». Он нередко общался с Маресьевым, а также с писателем Борисом Полевым, который в то время писал «Повесть о настоящем человеке» и часто приезжал в полк «собирать» материал. Кроме того, на фронте отцу довелось видеть выступления артистов Лидии Руслановой, Николая Крючкова, Клавдии Шульженко и других, которые приезжали на передовую в составе творческих фронтовых бригад. В 1944 году он участвовал в операции по освобождению узников лагеря смерти Майданек в Польше, после чего бойцы долго приходили в себя от увиденного…
В конце апреля 1945 года, перед самой Победой, ранение в ногу вдруг дало о себе знать, началась гангрена, и моего отца направили в госпиталь, располагавшийся в немецком городе Пренцлау. Ногу хотели ампутировать, но ему повезло - главный хирург генерал Николай Нилович Бурденко помог ее сохранить. Однако справка о ранении, к сожалению, не сохранилась. На запрос, сделанный отцом в 1994 году, пришел ответ, что медицинские документы из госпиталей Пренцлау на хранение в Центральный архив не поступали. Видимо, затерялись во время передислокации. И хотя в 1991 году на месте раны загноилась кость, открылась трофическая язва, и до самой смерти в октябре 1997 года он практически не мог нормально ходить, доказательств о старом ранении так и не нашлось.
В составе Первого Белорусского фронта отец дошел до Берлина, со своими однополчанами расписался на стене рейхстага. Стоя на плечах друга, он сделал надпись: «Прошел от Жиек-Кума до Берлина». А еще ему остро запомнилось, как американские бомбы весом около тонны попадали в берлинское метро, пробивая насквозь толщу земли. Как погибали сотни мирных жителей в затопленных подземных станциях, когда по приказу Гитлера были открыты шлюзы на реке Шпрее. Много берлинцев погибло и в разрушенных бомбами многоэтажках…
После Победы отец продолжил служить в составе Группы советских оккупационных войск в Германии. В Берлине он видел много знаменитых военачальников антигитлеровской коалиции – Монтгомери, Эйзенхауэра и др. Одно время он служил в охране дома, в котором временно разместился маршал Георгий Жуков. Георгий Константинович по утрам во дворе делал зарядку, обливался, запросто общаясь с ними, простыми солдатами. Во время исторического Нюрнбергского процесса отец участвовал в оцеплении здания в Нюрнберге, где проходил суд, и других подобных операциях.
Демобилизовавшись и доучившись в техникуме, отец работал в Урдинском райисполкоме заведующим отделом колхозного строительства, там, в Урде, он и встретился со своей будущей женой и нашей мамой Еленой Николаевной, которая была ветеринаром в противочумной экспедиции. Позже они вместе трудились и в Жаныбекском районе, где отец заведовал отделом водного строительства. С 1956-го по 1979 год он работал в Уральском облисполкоме. Так от техника-строителя он вырос до заместителя председателя облисполкома по капитальному строительству. А в феврале 1979 года вышел на заслуженный отдых.
Отец был награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», а также множеством трудовых и юбилейных медалей.
Хочу добавить, что отец был веселым и жизнерадостным человеком. После смерти моей матери, с которой они душа в душу жили четыре десятилетия, он прожил еще восемь лет. За веселый и добрый нрав его любили многочисленные друзья и близкие, называя «дядя Коша». У него были золотые руки, и кроме фотографии, которой он занимался всю жизнь, в том числе и на фронте, он постоянно что-то мастерил и учил этому нас, своих двоих сыновей. Несмотря на больную ногу, отец всегда занимался спортом, старался больше ходить пешком. Он был очень интересным собеседником и любящим дедом.
Мы и наши дети всегда помним его и гордимся его славными делами.

Со слов
Юрия КОШМУХАМБЕТОВА
записала Вера ПЛЕТНЕВА

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

В боях против фашистской Германии на всех фронтах участвовало 1366164 казахстанца, или более 21 процента довоенного населения Казахстана.
По данным военкомата, из нашей области на фронты Великой Отечественной войны было призвано 76635 человек. Домой вернулись только 40087 воинов-уральцев.
49 наших земляков удостоились высших знаков воинской доблести, из них 43 - звания Героя Советского Союза, шесть – полные кавалеры орденов Славы трех степеней.
На 9 мая 2009 года в ЗКО насчитывалось 877 ветеранов, из них в Уральске – 574.
По данным на 3 февраля 2010 года, в Уральске проживают 481 ветеран Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat