Nomer 49 (295) 4 декабря 2008 года

  ОСРП - НЕ ДОГМА!

Считают мажилисмены от ЗКО и предлагают увеличить объем
ежегодных отчислений КПО б.в. на социальные проекты
Приуралья с 10 до… 50 миллионов долларов

Депутаты парламента читают, что ОСРП (Окончательное соглашение о разделе продукции), заключенное между Казахстаном и консорциумом иностранных компаний, разрабатывающих Карачаганакское месторождение, необходимо пересмотреть. Депутаты также намерены поднять вопрос более прозрачного проведения тендеров КПО, чтобы увеличить долю местного бизнеса в этом проекте.
Уже создана рабочая группа из числа депутатов парламента и предпринимателей области, которая намерена, наконец, выяснить, в чем же причина нежелания КПО давать заказы местным подрядчикам.
- Этим вопросом мы занимаемся на протяжении шести месяцев, - сказал Шафхат Утемисов. - По нашим данным, местный бизнес в Карачаганакском проекте фактически не присутствует.
Мажилисмены ссылаются на мировую практику. Территории, на которых разрабатываются месторождения, в экономическом плане чувствуют себя очень уверенно, потому что такие крупные месторождения, как Карачаганак, становятся локомотивами экономики всего региона.
Эта тема не раз являлась поводом для претензий к руководству КПО со стороны руководства ЗКО. Не раз с просьбой повлиять на инвесторов в правительство обращались и предприниматели. Тем временем, по убеждению мажилисменов, инвесторы предпочитают привлекать на проект в первую очередь иностранные компании, а из Казахстана в лучшем случае алматинские предприятия. Узнать, когда и в какие сроки КПО проводит тендеры, говорят они, невозможно, либо информация поступает тогда, когда компания-подрядчик уже определена.
Прежде, на первых этапах разработки месторождения, поводом отказа уральским предприятиям участвовать в тендерах было отсутствие у западно-казахстанских компаний сертификатов стандарта качества. Затем, когда прошла волна всеобщей стандартизации, причиной отказа все равно назывался низкий уровень исполнения работ. Местные подрядчики называют эти претензии надуманными и оскорбительным. В ЗКО немало крупных и средних предприятий, которые могут и уже с успехом выполняли подрядные работы на Карачаганаке.
- Нас заверяют, что доля участия западно-казахстанского малого и среднего бизнеса в Карачаганакском проекте составляет 60%, но я очень сильно в этом сомневаюсь, - говорит мажилисмен Шафхат Утемисов.
Сегодня решением этой проблемы вновь активно занялись и сами предприниматели, а именно Западно-Казахстанская Ассоциация малого и среднего бизнеса. Предприниматели и депутаты парламента даже несколько раз встречались с представителями АО «КазМунайГаз» - оператора КПО, который может повлиять на решение проблемы.
Взявшись разгребать застарелые проблемы, связанные с Карачаганакским проектом, мажилисмены дошли и до ОСРП. Они считают, если весь документ, который регламентирует деятельность консорциума крупных иностранных компаний, отменить нельзя, то хотя бы нужно попытаться изменить некоторые пункты. Например, касающиеся размеров ежегодных социальных инвестиций, выделяемых КПО на социальные проекты Западно-Казахстанской области. Вот какие аргументы в связи с этим приводит мажилисмен Кабибулла Джакупов.
- Когда в 1979 году мы подписывали этот документ, нефть стоила около 8 долларов за баррель. Ежегодные10 миллионов долларов тогда назначались, исходя именно из этой цены на нефть. Сегодня эта сумма уже не актуальна. Любой аким области может «вытащить» такую сумму из местного бюджета. Насколько должны увеличиться эти инвестиции, если учесть сегодняшнюю цену на нефть? Думаю, до 50 миллионов. Потому что в нашей области очень много социальных проблем, которые нужно решать уже сегодня.
Между тем в КПО поговаривают, что цена на нефть падает, следовательно, финансирование социальных программ, скорее всего, будет сокращаться. А в целом, что касается увеличения размера социальных инвестиций в ЗКО, представители КПО считают эту идею неплохой, но все должна решать казахстанская сторона.
- Есть разница в понимании социально ответственного бизнеса у нас и на Западе, - комментирует эту ситуацию мажилисмен Виктор Киянский. – Считается, что компания платит государству налоги и тем самым уже участвует в развитии его экономики. Но если иностранная компания начинает вкладывать деньги в социальные программы дополнительно, то на Западе это вызывает подозрение, потому что она не является предметом государственного регулирования. Считается, что это дает возможности для коррупционных действий. А «КазМунайГаз» как оператор контролирует действия КПО, поэтому они говорят: мы готовы это делать, но мы не хотим, чтобы приходили аудиторы и спрашивали: почему вы вкладываете дополнительные средства, к примеру, в строительство дорог ЗКО, когда в ОСРП эти расходы не предусмотрено? Необходимо, чтобы данные процедуры были прозрачными и носили плановый характер.

Алла ЗЛОБИНА

 

 
Design by Kumargazhin Almat