Nomer 6 (303) 5 февраля 2009 года

  Валерий ДЖУНУСОВ:
  «НУЖЕН НОРМАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»

В чем причина нестыковки отечественных предприятий и иностранных компаний в вопросах распределения тендеров, которые могли бы стать локомотивом для развития регионального малого и среднего бизнеса? Почему иностранные компании, разрабатывающие Карачаганакское месторождение, организуют тендеры так, что местным предприятиям туда невозможно «войти», а некоторые виды тендеров заведомо созданы только для иностранных компаний?
Ответы на эти вопросы предприниматели Западно-Казахстанской области надеются услышать нареспубликанском форуме предпринимателей, который планируется провести в Уральске в середине февраля c участием руководителей КПО б.в. В преддверии форума свою точку зрения на проблему распределения карачаганакских тендеров мы попросили высказать депутата областного маслихата, председателя совета Группы компаний «Конденсат» Валерия Джунусова.

- Валерий Кинжегалиевич, до сих пор малый и средний бизнес находятся у иностранных компаний в роли нелюбимого пасынка. А как ваше предприятие строило отношения с иностранными инвесторами?
- Если вспомнить весь период, мы делали очень серьезные ошибки. Мы считали, что правда за нами, привлекали возможности правительства, иногда прессы, оказывали мощное давление на КПО, пытаясь добиться каких-то односторонних преференций на рынке переработки нефтепродуктов. Как потом оказалось, мы просто потеряли время. Ведь наша позиция была какой? Наше предприятие производит дизельное топливо для области, для республики, а иностранные инвесторы, от которых мы зависим по сырью, нас зажимают. Когда мы влезли в их шкуру, почитали их положения, ОСРП, поняли, что они тоже зажаты определенными требованиями. Этот процесс шел годы, и только сейчас мы пришли к взаимопониманию. Сегодня мы встречаемся без всяких ранжиров, ведем цивилизованные переговоры. Например, сейчас кризис, и мы поставили перед КПО вопрос, что не выдерживаем нагрузки, которую нам задали в определенном диапазоне цен. Им очень не нравится, что мы просим откорректировать некоторые ценовые позиции. С другой стороны, они понимают, что могут потерять партнера, если наше предприятие будет доведено «до ручки» и в конечном итоге обанкротится. Это понимание дорогого стоит. На это ушло почти шесть лет.
- ГК «Конденсат» - одна из немногих отечественных компаний, которая смогла найти «общий язык» с иностранными инвесторами. Поделитесь опытом.
- Я бы посоветовал предпринимателям быть терпеливыми и стараться находить прежде всего профессиональные контакты с КПО, и во что бы то ни стало добиваться своего. Но только профессионализмом, только стремлением понять друг друга. Шумом здесь ничего не добьешься. Я не скажу, что у нас сегодня все удачно. Например, взять нашу попытку продвинуть АО «Уральскнефтегазгеология», кстати, первооткрывателя Карачаганакского месторождения, в тендере по бурению скважин. Мы потерпели неудачу. А ее причина заключается в том, что условия тендера заведомо рассчитаны под сверхмощную компанию, которая должна была иметь как минимум пять новейших станков западного типа и еще два-три станка в резерве. Чтобы обеспечить такой потенциал, нужно вложить минимум 200 миллионов долларов. Это в ценах 2007 года. И это без какой-либо гарантии, что ты победишь. Кроме того, нужны еще дополнительные ресурсы. Конечно, если опять же влезть в шкуру КПО, их можно понять. Почему? Им нужна определенная уверенность, что если компания-подрядчик сделает что-то не так, к примеру, при бурении скважин, она будет способна компенсировать связанные с этим затраты, что технологии она использует новейшие, что персонал обучен и т.п. С другой стороны мы, находясь по другую сторону баррикад, конечно, этим недовольны.
- И какой выход из положения?
- Должен быть найден обоюдный компромисс. Например создавать союзы или консорциумы, которые будут посредниками между мощными западными компаниями - не только КПО и Тенгизшевройл, но и компаниями, работающими на Кашагане, и отечественными предприятиями. Например, такими как «Уральскнефтегазгеология» у которой ресурсов может быть поменьше, но на ее стороне профессиональный опыт, хорошее историческое прошлое и местный персонал, за который правительство и местный акимат в общем-то переживают. С такой инициативой недавно выступила председатель Ассоциации предпринимателей ЗКО, мой коллега по областному маслихату депутат Зинат Мукановна Мусина. Подобные ассоциации должны стать дипломатическим звеном, которое бы обеспечивало выполнение всех условий, выдвигаемых иностранными компаниями. И другое дело, что мы можем рекомендовать КПО бережнее относиться к потенциалу местных компаний. Например, сделать создание подобных консорциумов обязательным условием для участия в тендерах. КПО не интересно, чтобы кто-то, условно говоря, поставлял ей одну железку. Ей нужна целая конструкция, а малые предприятия иногда не способны это выполнить. Но вместе при поддержке такого консорциума, они смогут выполнить такой заказ. Если эта работа завершится успешно, то есть будет создана посредническая структура, КПО, уверен, пойдет навстречу. А если и местная власть, и правительственные органы поддержат эту инициативу, то диалог обязательно наладится. Ведь дело не только в каких-то нарушениях, большая часть таких обвинений - мнимая, чаще всего в спорах о тендерах проблема в том, что нет нормального диалога.
- Но как наладить диалог, если КПО на все упреки со стороны местного бизнеса и властей отписывается общими фразами о якобы достаточном казахстанском участии в Карачаганакском проекте или в кулуарах обвиняет местные предприятия в низком качестве работ?
- Исходя из своей практики, могу сказать одно. Да, КПО не всегда быстро отвечает на запросы. Но если мы пишем конкретно тем, кто занимается конкретной темой, и пишем на тему, которая взаимно интересует обе стороны, то честно скажу – не помню, чтобы КПО отмолчалось. Обвинения, что КПО ничего не хочет, игнорирует всех и вся, я считаю несправедливыми. Мы иногда упрощаем, когда возмущаемся тем, что они везут из Турции или Италии гравий или что-то еще. Я знаю поставщиков из Аксая, которые через подрядчиков поставляют КПО тот же гравий и многие другие ресурсы. Но КПО нужен конечный, комплексный продукт. Им неинтересно, да и некогда заниматься десятками, а иногда тысячами мелких предприятий, которые надеются получить у них заказ. Им, например, неинтересно, когда небольшая уральская компания предлагает поставить один электрический изолятор или какой-то химический реагент. КПО важно, чтобы пришла компания и комплексно выполнила сразу всю работу. Возьмем поставку химикатов. Одна местная компания поставляет химикаты, кстати, работают они очень профессионально, но это предприятие не может выполнить весь комплекс услуг по применению этих химикатов непосредственно на месторождении. КПО для этого вынуждено использовать западную компанию, которая теперь работает в союзе с этой местной компанией. То есть одна поставляет достаточно дешевый продукт, которые производит Россия и Казахстан, другая добавляет какие-то химикаты, которые на территории СНГ не производятся, и плюс обеспечивает комплексное применение этих препаратов. Вывод здесь такой. Нужно определять блоки услуг, в которых нуждается консорциум иностранных компаний. Ведь в самом КПО не так уж много народа, всего 1600 человек. Это на самом деле небольшой коллектив.
Когда говорят, что КПО не хочет покупать у казахстанского предприятия такую-то услугу, чаще речь идет о том, что она КПО просто не нужна. Поэтому наша задача - определить, какие именно услуги там нужны, и найти компании, которые могли бы качественно обеспечить их поставку и были бы способны применить это на проекте. И обязательно с лицензионным обеспечением и финансовой ответственностью. А это, надо правде в глаза смотреть, в Казахстане могут пока немногие.
- А что, на ваш взгляд, в этой ситуации может и должно делать правительство? Ведь предприниматели, в первую очередь, ждут каких-то действий от руководства страны…
- Но тогда и мы должны показать правительству - а что сделали сами как предприниматели? Для начала все-таки нужно сесть вместе с КПО и выявить блоки услуг. Предположим, энергетический блок. Могу привести очень хороший пример местной компании «Батыс Куат», которая начала работать на месторождении с нуля. Это предприятие взяло на себя некоторые виды энергетического обслуживания, ремонт оборудования, и сегодня в КПО числится в первых подрядчиках. Сейчас нужно изучить и использовать опыт успешных казахстанских компаний. Почему они удачно работают с КПО? Конечно, проще всего сказать - они их там подкупают. Знаю руководителей этих компаний, и убежден, что такие заявления в отношении их несерьезны. Они сумели вычислить правильную линию поведения в отношениях с КПО. Хотя уверен, найдутся десятки предпринимателей, которые мне возразят и приведут сотни отрицательных примеров. Но если начать препарировать каждый такой случай, мы придем к тому, о чем я уже говорил - к необходимости определить, в каких услугах нуждаются иностранные компании, и работать по созданию комплексных услуг.
- Вы думаете, таким образом проблема с тендерами будет решена?
- Нет, мы не решим проблему крупных подрядов, таких как, например, бурение или крупные общестроительные объекты, монтажные работы, потому что там потребуются гарантии - многомиллионные, может быть, даже на сотни миллионов долларов. Могу сказать, что сегодня в Казахстане очень мало компаний, которые смогут это гарантировать. Другое дело, мы вправе требовать от КПО, чтобы большие компании, которые выступают гарантами крупных подрядных работ, привлекали для субподряда и местные компании, когда речь идет о крупных услугах. Предоставление многочисленных мелких услуг или услуг среднего масштаба, я уверен, мы сможем полностью выстроить своими силами. И в Западно-Казахстанской области, и если говорить в целом о стране.
- Наверно, нужно еще раз определиться и с долей казахстанского участия в Карачаганакском и других крупных проектах? Иностранные компании ведь несут неофициальные обязательства и перед своими странами. Известно, что, отдавая большие тендеры своим компаниям, они тем самым поддерживают экономику своих стран…
- Безусловно, поскольку консорциум, разрабатывающий Карачаганакское месторождение, представляет собой союз крупных компаний из таких стран, как Италия, Великобритания, Россия и США. Конечно, у них есть заинтересованность в обеспечении своих подрядчиков. Но у нас есть преимущество, о котором мы не должны забывать. В окончательном соглашении о разделе продукции (ОСРП) правительство Казахстана заложило норму - приоритет в проекте должен быть отдан казахстанским подрядчикам, но при условии соблюдения качества работ и всех международных норм. К тому же сегодня появились новые требования со стороны правительства Казахстана. На Совете иностранных инвесторов президент страны Нурсултан Назарбаев очень жестко потребовал от всех участников нефтяных операций и в целом недропользования переходить от фиктивно-условных процентов казахстанского участия к реальным. Требование, которое выдвинул глава государства, правительством и другими государственными органами, конечно же, будет выполняться, но это очень длинный процесс. Более быстрый - изучить опыт успешных отечественных компаний, которые сотрудничают с иностранными западными структурами, и попытаться этот успешный опыт переложить на деятельность казахстанских компаний, которые хотят получать заказы от иностранных консорциумов. На сегодняшний день я ни в одной газете, ни в одной казахстанской телепрограмме не читал, и не слышал, чтобы кто-то рассказал, например, а чем молодец тот-то руководитель предприятия, как он смог добиться такого успеха в работе, к примеру, с КПО? Этим компаниям некогда рассказывать о себе, а СМИ зачастую не очень-то и стремятся освещать такие темы, перекладывая пропаганду работы отечественных предприятий на коммерческую основу. А зачем руководителю самому распространять свой опыт? Его компания - не политическая организация, он зарабатывает деньги. Честно сказать, я уверен, что, например, то же уральское ТОО «Батыс Куат», наоборот, будет помалкивать о своем успешном опыте. Но если попросить их поделиться опытом, они, как патриоты Казахстана, конечно, расскажут о своей работе, и мы узнаем много полезного. К сожалению, пока их опыт не востребован. А в целом должна быть объективность. Если мы вновь все переведем только на обвинения друг друга, диалога не получится. Необходимо уметь его выстраивать. Диалог должен быть не только требовательным, но и обоснованным.

Алла ЗЛОБИНА

 

Design by Kumargazhin Almat