Nomer 6 (303) 6 февраля 2009 года

  Смаил СЕЙТБЕК:
  "ГЛАВНЫЙ ВОПРОС - КАДРОВЫЙ"

Нетрадиционные для Казахстана разновидности ислама, взаимоотношения с другими религиями, многоженство, кадровый «голод». Эти и другие вопросы стали предметом нашего разговора с имамом ЗКО Смаилом Сейтбеком.

- В Уральск недавно приезжал имам Астаны Ибрагим, который, как известно, раньше проповедовал ваххабитское течение ислама, но затем вновь вернулся к традиционному для Казахстана и в целом для Средней Азии ханафизму. Какова цель его визита? И вообще в последнее время на улицах нашего города можно нет-нет да увидеть бородачей в моджахедских одеяниях. Кто они такие?
- Еще при жизни пророк Мохаммед предрекал, что в мусульманстве будет 73 течения, и только одно из них истинное. Как видим, слова его сбылись, потому как в разных государствах сложились свои исламские традиции. Вообще в исламе преобладают четыре основные школы. Это Шафи, Малики, Ханбали и присущая Казахстану Ханафи. Теперь объясню, откуда у нас взялись представители, скажем так, несвойственных для нашей страны течений. С обретением независимости наши граждане получили возможность получать за рубежом образование, в том числе теологическое. Обучившись в учебных заведениях, допустим, Саудовской Аравии, Сирии, Ирана и других исламских государств, а затем возвратившись на родину, они стали внедрять среди ближайшего окружения другой ислам. Кроме того, в Казахстан начали приезжать различные миссионеры, якобы для оказания помощи нашему молодому независимому государству, и тоже стали навязывать нам свои религиозные принципы. Честно говоря, наше духовенство тогда не представляло, к каким последствиям это приведет. Но начиная с 2006 года в ЗКО и других регионах республики священнослужители совместно с департаментами внутренней политики и образования взялись за разъяснительную работу, в том числе и в образовательных учреждениях. Однако заблуждающихся до сих пор немало, особенно среди молодежи. Ведь, как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Имам Ибрагим приезжал в Уральск именно с этой целью – еще раз объяснить местным мусульманам, что иные исламские течения не принесут Казахстану мира и согласия. Прошлогодний случай с арестом членов преступной группировки ваххабитов красноречиво об этом свидетельствует. Напомню, что правоохранительные органы ЗКО раскрыли деятельность организованной преступной группировки, главарем которой был наш земляк, получивший образование в одном из медресе на Ближнем Востоке. На счету этой банды несколько разбойных нападений на «неверных» и даже убийство. Все свои деяния они прикрывали джихадом – священной войной против неверных. А собранные преступными методами средства они намеревались использовать для проведения террористических актов на территории Казахстана. К счастью, группировку удалось вовремя обезвредить.
- Тем не менее у старой мечети бородачи ходят стаями…
- Дело не в одежде и не в том, что они носят бороду, а в том, чтобы у них голова не была забита фанатичными идеями. К сожалению, заглянуть в мысли каждого из них мы не можем, но, как я уже сказал, ведем разъяснительную работу с тем, чтобы они не оказались втянутыми в какое-либо радикальное исламское течение. Кстати, на территории Казахстана запрещена деятельность одиннадцати организаций и партий исламского толка, в том числе «Хизб-ут-Тахрир». Правда, в нашей области сторонников этой организации нет, но она имеет своих приверженцев в некоторых регионах Казахстана. Большое распространение «Хизб-ут-Тахрир» получил в соседних среднеазиатских государствах, особенно в Таджикистане. За прошлый год там к уголовной ответственности привлечено 28 активистов этого движения.
- Ежегодно наши земляки совершают паломничество в Мекку и Медину. Насколько вероятно, что в хадже могут оказаться не совсем достойные?
- В последний раз из Казахстана в паломничество отправилось около 3400 наших соотечественников, в том числе 15 западноказахстанцев. В прошлый раз эти показатели были значительно больше - соответственно 4400 и 30. Видимо, немалую роль в сокращении числа паломников сыграл мировой финансовый кризис. Что касается моральной чистоты участников хаджа, то мы никак не можем это контролировать, потому что организацией поездок в Саудовскую Аравию занимаются туристические агентства. У каждого из них свои расценки, и они не обязаны согласовывать с нами списки паломников. Другое дело, если человек, намеревающийся совершить хадж, приходит в мечеть, просит благословения и ответов на те или иные вопросы, касающиеся паломничества. Я сам в позапрошлом году совершил хадж и хочу отметить, что недостойных в составе казахстанской делегации не было.
- После пятничного намаза прихожане обычно задают вам различные вопросы. Какие из них самые распространенные?
- Что отрадно, в последнее время уральцев все больше волнует вопрос сохранения единства между мусульманами. Я терпеливо разъясняю, что самое главное – это уважение и терпимость друг к другу. Все чаще вопросами религии интересуются женщины, и не только проблемой ношения платка. Есть масса и других тем…
- Раньше, помнится, бытовал такой термин – «думше молда», то есть малообразованный мулла, вернее, самоучка, что равносильно понятию невежественности. Можно сказать, что сегодня эта проблема решена?
- Есть такая восточная мудрость: «Сокрытие болезни приводит к смерти». Поэтому откровенно признаюсь, что кадровый «голод» ощущается очень остро. Судите сами, из 12 районных мулл только двое – в Бурлинском и Зеленовском – имеют высшее образование. Они закончили Алматинский исламский институт. У остальных за плечами лишь четырехмесячные курсы. Я уже не говорю об аульных мечетях, где пост муллы занимают бывшие ветеринары, чабаны, шоферы… Всего же в Приуралье 45 мечетей. Именно для этих целей в Уральске и было построено медресе. Обучение осуществляется бесплатно и рассчитано на три года. Кроме того, учащиеся обеспечены бесплатным проживанием и питанием. Сегодня в медресе обучаются 19 студентов, из них 12 – наши земляки, четверо – атыраусцы и трое – мангистаусцы. Уроки в медресе ведут шесть преподавателей, в том числе и я. Четыре педагога приглашены из других областей республики. Планируем пригласить одного преподавателя из Саудовской Аравии для ведения занятий на арабском языке и еще одного из Турции. Откровенно говоря, приглашение квалифицированного преподавателя для нас - большая проблема, так как для этого требуются немалые материальные ресурсы. Однако я думаю, что мы сумеем дать студентам достойное образование.
- Они станут муллами?
- Само собой, главная цель обучения в медресе – взрастить кадры для Приуралья. Но кое-кого из них мы отправим для дальнейшей учебы в Алматы, так как специалисты с высшим образованием всегда нужны.
- Наше государство является светским. То есть религия отделена от государства. На какие деньги содержатся мечети?
- Исключительно на пожертвования прихожан. За счет этих же средств были построены новая мечеть и медресе в Уральске, а также выплачивается зарплата персоналу.
- И какова зарплата, если не секрет? У вас есть автомобиль?
- Моя официальная зарплата составляет 50 000 тенге, однако на самом деле я получаю не больше 20 000, так как наш заработок напрямую зависит от суммы пожертвований. В районах у мулл фиксированной ставки вовсе нет, а заработок и того ниже – 5000-10000 тенге. Я использую служебную «Тойоту-Камри» предпоследней модели.
- В связи с этим еще один вопрос. Некоторые священнослужители имеют свой бизнес. Совместимо ли это с исламом? Есть ли у вас свой бизнес?
- Пророк Мохаммед сказал, что мусульманин не должен ходить с протянутой рукой, а обязан сам обеспечивать себя и свою семью. Это же относится и к духовным служителям. Главное, чтобы бизнес никоим образом не мешал и не отвлекал от основной миссии – нести людям слово Аллаха. Лично у меня бизнеса нет. Честно говоря, на это у меня абсолютно нет времени.
- В последнее время мусульмане, купив автомобиль или квартиру, украшают их различными религиозными сувенирами с изречениями из Корана. Тем самым, считают они, их имущество «защищено» от бед и напастей. Как относится к этому традиционный ислам?
- В мусульманстве нет такого понятия, как освящение имущества. Прежде всего сам хозяин должен быть чистым в своих делах и помыслах, тогда и его дом, и автомашина будут приносить ему пользу и радость. С другой стороны, если человек, купив какую-либо дорогостоящую вещь, делает садака (пожертвование – прим. автора) или оказывает помощь малоимущим родственникам или соседям, это только приветствуется.
- Как известно, бывший президент Ирака Саддам Хусейн был казнен по обвинению в смерти около 180 курдов. А в ходе недавнего палестино-израильского вооруженного конфликта из более чем 1300 погибших палестинцев половину составляют мирные жители, в том числе женщины, старики и дети. Не считаете ли вы, что виновных нужно судить международным трибуналом, как бывшего президента Югославии Слободана Милошевича и его последователей?
- Это политика, поэтому я не могу давать комментарии. Религия и политика несовместимы!
- На Западе считается, что в мусульманских государствах женщины являются бесправными…
- Такое мнение, конечно, ошибочное. Вообще об исламе часто судят поверхностно, не зная или извращая его каноны. По Корану отношение к женщине должно быть уважительным, таким же, как отношение любого человека к матери, сестре, жене, дочери. К тому же в четвертой суре священной книги написано, что человеку, вырастившему трех дочерей и давшему им достойное воспитание, воздастся на небесах.
- А как вы относитесь к многоженству?

- Ислам разрешает иметь до четырех жен. Поэтому я не могу отказать, если у меня просят благословения, чтобы взять вторую жену или когда желают совершить свадебный обряд по мусульманским обычаям. С другой стороны, казахстанское законодательство запрещает многоженство, а потому священнослужители не имеют право агитировать казахстанцев, склоняя к многоженству. Но в любом случае мое личное мнение таково – лучше одна, но любимая и верная жена.
- Как складываются отношения с другими религиозными конфессиями?
- Традиционно в ЗКО, да и в Казахстане в целом самыми многочисленными являются мусульманская и православная конфессии. Отношения самые теплые и уважительные. В любой праздник мы всегда вместе. А цель как у меня, так и у владыки Антония одна – мир и согласие в нашем общем доме. Мы не делимся по религиозному, или тем более национальному признаку. Ведь нас, казахстанцев, мало, поэтому надо ценить каждого соотечественника.
- Сейчас за исповедование той или иной религии не исключают из партии и не устраивают гонений на работе. Скажите, насколько часто посещают местные мечети руководители области, города, районов?
- Посещают регулярно, хотя не сказал бы, что часто. Например, аким ЗКО Бактыкожа Измухамбетов всегда приезжает в мечеть во время крупных мусульманских праздников, чтобы поздравить прихожан. Аким города Самиголла Уразов тоже не оставляет нас без внимания, бывая во всех трех мечетях Уральска. Да и руководители районов стараются побывать в мечети, чтобы прочитать молитву и сделать пожертвование. Для нас это большая честь, ведь тем самым руководство показывает пример остальным.
- Нередко мечети работают по национальному признаку…
- Этого, по крайней мере в нашей области, быть не может. В исламе нет разделения по национальностям, есть только братья и сестры. Вы заблуждаетесь, если намекаете на Красную мечеть в Уральске. Так повелось, что ее называют татарской. На самом деле муллой там является Кажымукан, казах по национальности, а прихожанами – все желающие, независимо от национальной принадлежности.
- Насколько увеличилось или уменьшилось количество прихожан в мечети? Нередко казахи переходят в другую веру, а вот обращаются ли в ислам представители иных религий?
- Безусловно, число верующих за последние годы увеличилось, что не может не радовать. Вы правы, казахов, принимающих другую веру, немало. К примеру, главой уральских протестантов является представитель титульной нации. Мы относимся к этому с пониманием. Есть немало примеров и обращения в ислам православных христиан и представителей других религий. Это тоже нормально. Главное, чтобы, став мусульманином, новообращенец не проповедовал несвойственных Казахстану течений.
- О чем повествует недавно выпущенная книга, автором которой вы являетесь?
- Она называется «Иман негиздери» («Основы веры»). Книга является познавательной, и в ней описаны шесть столпов мусульманской веры. Издание вышло тиражом 3000 экземпляров, из них 300 были распространены в ЗКО.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat