Nomer 10 (307) 5 марта 2009 года

  БЕРЕЗА ВСЕ СТЕРПИТ?

 

Бывший воспитанник детского дома Анатолий Романов, добиваясь получения жилья, провел пикет перед зданием администрации Уральска. А чтобы его сразу, как это обычно делается, не арестовали, залез с плакатами на дерево и просидел там более получаса.

Слезь с дерева!
Заявление на разрешение мирного пикета Анатолий Романов, как и положено, отправил на имя Самиголлы Уразова заранее, но аким города без объяснения причин отказал бывшему воспитаннику детского дома в проведении акции, а контроль за исполнением своего постановления возложил на своего заместителя Муслима Ундаганова.
Необычный пикет собрал немало зевак. Проходящая мимо пенсионерка, подняв голову и спокойно посмотрев на сидящего на березе человека, бросила:
- Дожились, люди уже на деревья полезли. Я вот за него, имейте в виду…
На площадь съехались полицейские, КНБшники с видеокамерами, прокурор города, журналисты. Надо сказать, в этот раз (обычно митингующим на площади Абая быстро скручивали руки и запихивали в полицейские машины - авт.) представители власти вели себя на удивление демократично. Сотрудница горакимата долго пыталась уговорить Анатолия слезть с дерева. Но Романов был непоколебим.
- Анатолий, слезай! Ничего тебе не будет. Здесь, внизу договоримся, - пытались убедить пикетчика работники акимата и департамента внутренней политики. В это время сотрудники КНБ снимали «возмутителя» спокойствия со всех ракурсов.
- Я вам не верю! Я требую гарантий, что меня не арестуют, что меня примет аким города… Кто дал право его заместителю посылать за мной полицейских? - кричал сверху Анатолий.
- Он хотя бы оделся потеплее, - посочувствовал кто-то из наблюдавших.
Все присмотрелись и заметили, что на Романове не было шапки, а из под легкой куртки выглядывал, кажется, совсем неуместный для стоявшего на ветке дерева человека галстук и край пиджака.
Прошло полчаса, и дубеть от холода стали уже все стоящие внизу.
- Сейчас ЧС вызовут и снимут его, - с надеждой предположил один из журналистов.
Но сотрудники ЧС и пожарные машины с лестницами так и не появились.

На прием под конвоем?
Как выяснилось позже, этому пикету предшествовала не менее интересная и почти детективная история. Двумя днями раньше, 24 февраля, в девятом часу вечера в дом юношества «Шанырак», где в настоящий момент проживает Анатолий Романов, приехал наряд полицейских под командованием участкового опорного пункта № 12. Войдя в комнату Романова, капитан приказал ему одеваться и ехать на встречу с заместителем акима города Муслимом Ундагановым. Романов наотрез отказался.
- Один попытался применить силу, но другой, старший по званию, его остановил, - рассказал позже Анатолий Романов. – Около часа они пытались заставить меня поехать сначала в акимат города, а потом в Ледовый дворец, где меня якобы ждал Ундаганов. Я испугался, стал звонить знакомым. Потом они ушли.
Странные движения вокруг Романова продолжились и в день проведения пикета. Утром 26 февраля в «Шанырак» вновь нагрянули гости - полицейский и врач. Они объявили служащей Дома юношества, что приехали для… принудительного медицинского осмотра Романова, который, кстати, как он позже сообщил, на здоровье не жалуется и опасными для общества болезнями не страдает. Но Романова не нашли. После случая с нарядом полиции он, опасаясь каких-либо каверз, ночевал у знакомых.

«Я не верю!»
…После почти 45-минутного сидения на березе промерзшего Романова уговорили слезть – аким города согласился его принять, а представители правоохранительных органов пообещали не трогать. Действовали почти нежно. Анатолия доверили женщине - сотруднице горакимата. Полицейские даже и не пытались подходить к пикетчику, что также вызвало удивление у наблюдавших за этой сценой.
За делегацией в акимат потянулись все - и представители политических партий, и журналисты. Но на второй этаж, где расположен кабинет акима города, никого не пустили. А поперек центральной лестницы вырос кордон полицейских. Ждали около часа.
- Надо следить, а то его могут вывести с другого выхода, - вдруг осенило кого-то. Все слегка напряглись, конфликт-то, казалось, уже был улажен. Сообразив, позвонили на сотку Романова.
- Он там. Сидит в кабинете акима…
После часа беседы с прокурором города и акимом Уральска Анатолий спустился в фойе горакимата, где его ждали журналисты.
- Ну что, живой ваш Романов? - обратилась к журналистам женщина, уводившая Анатолия в кабинет акима.
Сам Романов выглядел измотанным, его явно трясло. Возможно, от сидения на дереве, или от беседы с отцами города, а может быть, от собственной смелости. Сбивчиво он отвечал на вопросы журналистов.
- Мне разъяснили нормы закона и сообщили, что нужно ждать решения суда, - сказал он. - Но я все равно им не верю.

Первый протест
Этому пикету предшествовала двухлетняя история Романова с вышибанием квартиры у городских властей. Анатолий не раз обращался в горакимат с просьбой предоставить ему жилье. Как-то один из чиновников возьми и скажи ему: «А ты найди бесхозное, мы его тебе и оформим. Но ты не найдешь. У нас все на учете».
Занимаясь общественной работой, Анатолий смог-таки найти пустующую квартиру, пожилая и одинокая хозяйка которой умерла. Квартира пустовала год. Романов пришел в акимат и сообщил, что жилье нашел, но адреса предусмотрительно называть не стал. Тогда чиновники предложили ему собрать все документы и написать заявление на легализацию.
Так он и сделал, рассекретив адрес безхозного жилья. Через какое-то время у квартиры появился новый владелец, который, не прожив там и дня, легализовал жилье, после чего оформил дарственную на другое лицо, а затем квартира была и вовсе продана.
Тогда обманутый Анатолий Романов предпринял первую попытку обратить на себя внимание общественности и провел перед акиматом пикет, а заодно обратился в правоохранительные органы, которые, надо отметить, не отфутболили назойливого просителя, а возбудили сначала уголовное дело о незаконной легализации квартиры, а затем и гражданское, по иску прокурора Уральска. Первое, правда, было прекращено, второе сейчас рассматривает специализированный межрайонный суд ЗКО.

«Ну и что?»
Комментируя этот инцидент, прокурор города Уральска Амантай Рашкалиев сказал, что, по его мнению, в процессе легализации квартиры был нарушен закон, и если факты подтвердятся, квартира будет возвращена государству, и тогда аким города решит, давать ее Романову или нет.
Действия заместителя акима города Муслима Ундаганова прокурор прокомментировал так:
- Я об этом услышал только в кабинете акима. Будем разбираться. Но думаю, если человек (М. Ундаганов – авт.) его ( А.Романова – авт.) приглашает, то ничего такого здесь нет.
Ничего особенного в работе своего зама с гражданами не увидел и аким Уральска Самиголла Уразов.
- Аким мне сказал: ну и что? Мы, бывает, и до девяти вечера в акимате засиживаемся.., - рассказал после встречи с главой города Анатолий Романов.
- Не помню, чтобы такое было раньше. Меня поразило, что чиновник, заместитель акима города полицейских, как «братков», посылал за кем-то! Как это возможно? Они что, бандиты какие-то? - удивлялся Алексей Жансеитов, председатель Западно-Казахстанского Союза воспитанников детских домов.
Руководители Союза воспитанников детских домов, обкома Западно-Казахстанской Коммунистической партии Казахстана и филиала партии «Алга» выступили в защиту Анатолия Романова. Они отправили в адрес акима города, секретаря Уральского маслихата и прокурора письмо с просьбой провести служебное расследование по факту антиконституционных действий полицейских и чиновника горакимата в отношении Романова, а именно попытки принудительно, без каких-либо санкций доставить его на прием к заместителю акима города.
- Интересно, дадут ему эту квартиру? - гадали люди после пикета.
- Вряд ли. Власти ведь как рассуждают? Один на дерево залез и добился своего. Потом все полезут. А нуждающихся-то сколько?
Кстати, в городской очереди на получение жилья стоят более 200 выпускников детских домов. Власти обещают, что в этом году им отдадут целый дом, построенный по госпрограмме. В действительности потребность в квартирах у детдомовцев в два-три раза больше.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat