5
Nomer 14 (468) 5 апреля 2012 года

ФОТОГРАФИИ НА ПАМЯТЬ

В преддверии 67-й годовщины Великой Победы «Надежда» начинает публикацию материалов, посвященных подвигам западноказахстанцев в Великой Отечественной войне.

Мне повезло – я знала обоих своих дедов, общалась с ними, очень любила их. И когда пытаюсь сосредоточиться на воспоминаниях о них, вот что приходит на ум. Папин отец - Василий Никанорович Лютков – это для меня прежде всего уголок двора, где стоял верстак с целым богатством разных инструментов, это запах свежей древесной стружки. Мамин отец – Иван Николаевич Безьянов - это сказка без конца и без начала, но всегда к паре основных героев присоединяются еще пять новых, а еще – это красивая казачья песня. Интересно, что родились они в одно время, оба были участниками Великой Отечественной войны. На долю каждого досталось с лихвой, но оба деда были уважаемыми людьми, и в наших сердцах сохранилась о них только добрая память.

Василий Никанорович Лютков родился в 1909 году 07 января (24 декабря) в с. Лепяги Бедно-Демьяновского района Пензенской области. В 1934 году переехал в Астраханскую область в с. Тумак, где начал работать на рыбозаводе плотником, а позже - прорабом, строил рыбокомбинат, консервный и сушильный цеха.
Призванный на фронт Володарским РВК г. Астрахани 13 сентября 1941 года, он попал в отдельной саперный батальон 349 стрелковой дивизии, затем служил стрелком в 151 стрелковом полку, воевал на Украине. Трижды был ранен, из них дважды в руку. Как он рассказывал, лечение проходило на месте боев, после чего сразу шли на передовую. Поэтому в его военном билете не все отметки о ранениях. А в третий раз дед был ранен в спину. В тяжелейшем состоянии, со шрамом от плеча до пояса попал в плен, дважды пытался бежать, а в конце войны был освобожден союзниками-англичанами. После чего снова продолжал воевать и демобилизовался только осенью 1945 года.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны дед был отмечен орденом Отечественной войны II степени», медалью «За боевые заслуги» и многими другими наградами. Семья была рада, что он остался жив, но после войны настало время жестких проверок бывших военнопленных. Долго пришлось ждать результатов. Все близкие были уверены в нем, и, наконец, в один прекрасный день Василий Никанорович приехал домой сияющий, со словами: «Военком пожал мне крепко руку и сказал, что если бы все так вели себя, то предательства не было бы».
Война – это непреходящая тяжесть в душе, поэтому, наверное, дед ничего нам, внукам, не рассказывал, а на просьбы детей говорил мало, и всегда со слезами на глазах. Сколько раз я, будучи школьницей, приглашала деда на классные часы, но с его стороны всегда звучал отказ.
Переехав в Уральск, дед стал работать мастером деревообделочного цеха в затоне им. Чапаева. Работать честно и добросовестно было всегда в его правилах. Его фамилия как ударника коммунистического труда занесена в Книгу Почета Уральского речного пароходства, он получал массу письменных благодарностей и премий.

Второй мой дед – Иван Николаевич Безьянов, родился 17 мая 1909 года, является уроженцем поселка Каленый Чапаевского района Уральской области. Призвался на фронт в июле 1941 года Чапаевским военкоматом, служил в звании сержанта помощником командира миномета. Участвовал в боях на Третьем Украинском фронте, его грудь украшали орден Красной звезды, знак «Отличный минометчик», медаль «За победу над Германией». Был ранен в 1942, 1944, 1945 годах. О его неуемной энергии говорит тот факт, что, будучи на излечении в эвакогоспитале № 1339 в октябре 1942 года, получил письменную благодарность от начальника госпиталя за ударную работу в хозяйственной сфере. Выписка из приказа до сих пор бережно хранится в его армейской книжке. Последнее ранение весной 1945 года оказалось весьма серьезным. Пуля буквально переломала кости левого предплечья. В августе 1945 года Чапаевская районная ВТЭК дала ему заключение об инвалидности второй группы.

А впереди Ивана Николаевича ожидали не менее трудные мирные времена. И никто не отстранял его, израненного, от хозяйства, которое нужно было восстанавливать, а также поднимать троих детей. О том, что сердце солдата болело не только за свою семью, свидетельствуют воспоминания односельчан. Его помощь, где от улова рыбы, где от покоса сена, была очень кстати тем семьям, где чей-то сын, отец или дед навсегда остались на полях сражений.
Как жаль, что в свое время мы не записали воспоминания своих дедов о пережитом в годы войны. Почему-то это не считалось важным, главное, что они оба на радость семьям вернулись с войны живыми. Пусть земля им будет пухом, а потомки, разглядывая фотографии, будут гордиться своими предками.

Маргарита ГУЛЯЕВА

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat