9 9
1
Nomer 1 (403) 6 января 2011 года
80

  ЕВРО-3 ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

В рамках расширенного совещания рабочей группы по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и механизму ценообразования на горюче-смазочные материалы принято решение установить розничные цены на АЗС на январь 2011 года. В частности, предельная планка стоимости литра бензина марки Аи-92/93 составила 96 тенге, Аи-80 - 78 тенге, дизельного топлива (межсезонного) - 79 тенге.

Об этом в преддверии нового года сообщил директор департамента развития нефтяной промышленности министерства нефти и газа Куандык Кулмурзин. Напомним, что ранее цены составляли соответственно 88, 72 и 73 тенге.
В Уральске ценники пока сменились лишь на АЗС «Гелиос», где литр бензина марки Аи-92 стоит 91 тенге. На остальных же пока сохраняются старые цены – 85-86 тг.
Между тем, с 1 января 2011 года на нас «свалился» и экологический стандарт Евро-3. Хотя его технический регламент был утвержден в Казахстане еще в 2007 году, активно эта тема стала обсуждаться в конце прошлого года. Связано это с тем, что в сентябре правительство внесло поправки в техрегламент. Именно они вызвали негативную реакцию у автовладельцев.
Основное требование введения стандарта Евро-3 заключается в том, что в Казахстан с 1 января 2011 года запрещен ввоз машин старше определенного возраста. Согласно таблице минтранскома, с начала 2011 года в Казахстан нельзя ввозить европейские и американские автомобили старше 2001 года выпуска, корейские – 2003-го, канадские – 2004-го, японские – 2005-го, китайские – 2008 года.
Изначально предполагалось, что соответствие автомобиля стандартам Евро-3 будет осуществляться согласно правилам Европейской экономической комиссии ООН, то есть в результате испытаний. Однако в постановление правительства были внесены поправки, которые говорят, что автомобиль, если он произведен в такой-то стране в таком-то году, автоматически включается в группу соответствия или несоответствия Евро-3.
К примеру, в США еще в 2001 году был введен стандарт по выбросам, который почти совпадает со стандартом Евро-3. Но если кто-либо захочет ввезти из США японский автомобиль 2004 года, то на таможне его «завернут» - у них же ясно в таблице прописано, что нельзя ввозить «японцев» старше 2005 года выпуска.
Кроме того, речь идет о качестве бензина, выпускаемом тремя казахстанскими НПЗ. Как известно, по планам минтранскома, стандарты Евро-3 для нефтеперерабатывающих заводов будут введены только с 2014 года. В связи с этим в правительство было направлено обращение с предложением перенести сроки внедрения стандарта Евро-3 на этот же срок. Их чаяния выразил председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. Ситуация, по его словам, абсурдная:
- Необходимо в первую очередь добиваться от НПЗ, чтобы их продукция соответствовала высоким требованиям экостандартов. Требования непосредственно к самим автомашинам – это следующий этап. Эти стандарты надо вводить как минимум одновременно.
По словам г-на Эдокова, в Казахстане около 30% всего производимого топлива не отвечает даже стандарту Евро-2. Соответственно, что мы можем требовать от автовладельцев? В машину ведь что зальешь, такой выхлоп и получишь.
В результате отечественные автовладельцы направили письмо на имя премьера и надеются, что их вопросы, хоть и в компромиссном варианте, будут решены. Первоначально подобные вопросы были направлены министру транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинову. Из его ответа следует, что, вникнув в проблему японских автомобилей, выпущенных для внешних рынков, министерство решило инициировать изменения в техрегламент. Оно будет касаться замены страны происхождения автомобиля на страну его импорта. Кроме того, правительство готово рассмотреть перенос срока внедрения Евро-3 на 1 июля 2011 года, говорилось в ответе министра. Однако ни то, ни другое так и не было сделано.
Дальше министра, что называется, понесло. Например, на вопрос, как быть с бензином, который еще долгие три года не будет соответствовать стандарту Евро-3, министр пишет: «До перевода продукции казахстанских НПЗ на стандарты Евро-3 владельцы автомобилей могут приобретать бензин российского производства, соответствующий Евро-3…». Иными словами, министр предлагает казахстанцам с канистрами мотаться в Россию и запасаться там бензином. Но более нелепо выглядит ответ министра тем, кто все же везет из США или стран Евросоюза японские автомобили старше 2005 года. Предупреждая, что эти машины «…не будут допущены к эксплуатации на территории республики», Абельгази Калиакпарович советует «…продать их в другие страны, где еще не введены стандарты Евро-3, или разобрать на запасные части для продажи».
Комментарии, как говорится, излишни. Министру, наверное, невдомек, что казахстанцы покупают подержанные авто не от хорошей жизни.

Борис БЕЙКЕР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat