Nomer 32 (329) 06 августа 2009 года

  ТОКСИНОВАЯ ПРЕГРАДА

Как уже сообщала «Н», с 15 июля в Казахстане начал действовать международный технический и экологический стандарт Евро-2, запрещающий ввоз на территорию республики европейских автомобилей старше 1997 года выпуска. При этом эксплуатируемые автомашины не подпадают под действие новых экологических требований и могут работать до полного физического износа. Наши корреспонденты решили выяснить, как отразится введение стандарта на стоимость машин класса «секонд-хэнд».

Введение стандарта «Евро» запрещает ввоз в Казахстан и производство на его территории машин, которые не соответствуют этим стандартам. Также будет обеспечено повышение качества ГСМ. В свою очередь, это создаст условия для обновления существующего парка автомашин, а также позволит решить экологические проблемы (особенно в больших городах) и вопросы повышения уровня безопасности на дорогах.
С другой же стороны обновление парка ударит по карману средний класс. По словам перегонщиков, наибольшим спросом пользуются автомобили 1994-1996 годов выпуска, ведь они стоят от трех с половиной до четырех тысяч долларов. С внедрением стандарта Евро-2 минимальная цена на подержанные иномарки поднимется до шести-семи тысяч.
- Сейчас денег у народа нет, а кредит на «секонд-хэнд» не даст ни один банк. Спрос на машины резко упал, даже ходовой «Фольксваген» продать довольно проблематично, - сетует продавец с автостоянки «Евро Моторс». – С введением стандарта люди и вовсе не смогут позволить себе купить автомобиль. Мне единственное непонятно, зачем определять строгие рамки года выпуска? Все машины, которые мы пригоняем, соответствуют Евро-2, хотя они старше 12 лет. Забота об экологии, это конечно, хорошо, однако не лучше ли ужесточать требования к общественному транспорту и грузовикам, ведь от них выбросы куда опаснее, чем от легковушек.
Действительно, как сообщил начальник управления Комитета по техническому регулированию и метрологии ЗКО Бахтан Исаков, у нас в области примерно 70% автомашин не соответствуют стандарту Евро-2. А эксплуатироваться эти автомобили будут до полного износа.
Проверкой свежепригнанных иномарок в городе занимается только одна аккредитованная лаборатория, принадлежащая АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», которая может проверить автомобиль. Только после соответствующего разрешения машина попадет на рынок.
- Мы и раньше проводили сертификацию автомобилей, просто сейчас требования к ним ужесточены, - комментирует начальник отдела сертификации Галина Жигалина. – При таможенном оформлении ввезенный в РК автомобиль проходит в нашей лаборатории испытания. Если его характеристики соответствуют Евро-2, на машину выдается сертификат. Дальнейшая проверка, уже при эксплуатации машины, будет проходить при техосмотрах.
Как нам сообщили, первоначально планировалось, что с 15 июля в Казахстан нельзя будет завозить европейские авто старше 1997 года выпуска, японские – старше 1998 года и российские – старше 2006-го. Но 21 июля вышли дополнения в постановление правительства о Евро-2, касающиеся возраста автомобиля. Согласно им можно будет ввозить в страну машины и старше установленных пределов, главное, чтобы на них стоял катализатор – прибор, уменьшающий токсичность выбросов. Сейчас ожидается официальное опубликование этих поправок, что будет означать их вступление в силу.
Ждать быстрого результата от Евро-2 не следует, - считает начальник АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» Виктор Графкин. – В один момент воздух чистым от выбросов не станет. А вот лет через десять, при постепенном внедрении стандартов Евро, ситуация по загрязненности воздуха от выхлопов должна однозначно улучшиться.

Маргарита КУЛАГИНА

Design by Kumargazhin Almat