Nomer 40 (442) 6 октября 2011 года

00

  Я РУССКИЙ БЫ ВЫУЧИЛ

Стою в очереди. Две дамы громко обсуждают школьную жизнь своих детей:
- Ихние учителя столько задают! - говорит одна.
- ДетЯм совсем отдыхать некогда! - вторит ей другая.
«Вот и поговорили», - думаю я. - О, великий могучий…
Язык давно уже перестал быть только средством общения, это - показатель интеллекта, воспитанности человека. Но ведь языку надо учиться.

Мне повезло. Я хорошо помню учителей русского языка в школе, которой училась. Красота языка, стройность речи, меткость выражений, искрометный юмор - все это завораживало и пленяло. Уроки русского языка и литературы были нашими любимыми. На днях поговорила с современными учащимися. На просьбу назвать любимый предмет в школе из 20 опрошенных ни один не назвал уроки русского языка и литературы.
«Почему?» - спросите вы.
Постараемся разобраться.
На чем базируется любое преподавание? На мой взгляд, его составляющими являются:
1. Наличие высококвалифицированных кадров.
2. Методическая база.
3. Количество часов преподавания.
4. Заинтересованность студентов в получении, а преподавателей - в передаче знаний.
Рассмотрим, как обстоит дело у нас.
Качественное обучение - это система и периодичность. Если раньше уроки русского языка стояли в расписании учащихся каждый день, то сегодня - 2-3 раза в неделю. Количество уроков сократилось в два раза, а требования-то не снизились, да и учебники тоньше не стали. Чтобы в таких непростых условиях качественно обучить языку, нужны учителя, заинтересованные в своем деле, любящие и знающие свой предмет.
С этим у нас плохо, но не так плохо, как будет через 3-5 лет, если, конечно, не предпринять никаких усилий для улучшения ситуации. Объясню, почему.
В разговоре с преподавателями Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова выяснилось, что в последнее время все меньше и меньше молодых людей, желающих связать свою профессиональную деятельность с русским языком и литературой. Те, кто хорошо учились в школе, чаще выбирают иностранные языки, информатику, экономику. На отделение «Русского языка и литературы» подают документы в основном троечники. И то желающих очень мало. Помнится случай, когда было подано только одно заявление. В этом году ректор университета вынужден был снизить проходной балл, так что понятно, какой контингент будет учиться, иначе говоря, на улучшение ситуации рассчитывать не приходится.
Почему же так мало становится желающих быть учителями русского языка и литературы?
Помните анекдот: «Умирает учитель, попадает на тот свет и впервые в жизни ощущает легкость, свободу, радость. Увидев счастливого учителя, ему говорят: «Чему же ты радуешься? Ты же в аду!» А учитель отвечает: «А мне после школы даже ад раем кажется!»
Грустный анекдот! Очень грустный! Труд педагога тяжелый, не всегда благодарный, невысоко оплачиваемый, да еще последнее время на учителей обрушился просто шквал ненужных бумаг, отчетов и т. д.
«Непонятно, с чем работать, с бумагами или детьми!» - говорят учителя.
Все это только малая часть того, что сделала профессию учителя русского языка и литературы такой непопулярной. А ведь это интереснейшая и важнейшая профессия.
И еще одна проблема, которой хочется поделиться.
Мы, русскоговорящие, даже не имея такой цели - обучить, являемся учителями для представителей разных национальностей. Как, впрочем, и они для нас. Вот и получается, что, даже не имея диплома учителя, мы все невольно ими становимся. Как это ответственно, друзья! Давайте и мы с вами больше будем обращать внимание на свою речь, больше читать, интересоваться новшествами языка, а ведь их в последнее время немало, наконец, опять взять в руки книгу, стараться даже в простом разговоре передавать красоту языка, его мелодичность.
Глядишь, и наши дети начнут читать, и не списывать сочинения с интернета, а писать их сами!

Галина ВОРОНКОВА

 


 

 



 

 

Design by Kumargazhin Almat