1
1
Nomer 40 (442) 6 октября 2011 года
70

ЖИВУЮ МУЗЫКУ - НА СЦЕНУ!

Музыкальные традиции в Уральске и области всегда считались одними из сильнейших, независимо от времени и жанров. Сейчас нередко можно услышать и о талантах, прославивших наш край в каких-либо конкурсах. И тем не менее, вопрос устроенности и востребованности современных музыкантов, в первую очередь в Приуралье, по-прежнему остается открытым.


Еще в 70-е – 80-е годы прошлого столетия отношение к музыке было совершенно иным. В первую очередь ценился живой звук, а в Уральске было много вокально-инструментальных ансамблей, выступавших на различных площадках. Как правило, на танцах и в местах отдыха горожан всегда пели именно «живые» музыкальные коллективы, которые не воспринимали записи на магнитофонной пленке и прочие «самоиграйки».
- Всеми музыкальными событиями города в то время занимался отдел культуры, – рассказывает директор ДК молодежи Феликс БАЮКАНСКИЙ. – Но не только музыка тогда получила широкое развитие, начали проводиться дни города, выступления народных коллективов, наши артисты гастролировали по СССР, а в Уральске с завидным постоянством проводились различные интересные культурные мероприятия. Конечно, о джазе, блюзе и прочих западных направлениях в то время еще мало кто знал, все западное отрицалось и было под запретом. Зато в таких условиях хороший старт был дан развитию отечественной, народной музыки. В 80-е годы были широко распространены дискотеки, танцевальные площадки, где выступали вокально-инструментальные ансамбли города. Естественно, ни о каких фонограммах тогда речи не было, признавалось только живое исполнение. Разрешение на создание ВИА давал тот же отдел культуры, он же потом утверждал и отслеживал репертуар, чтобы на сцену не просочилось ничего из творчества запрещенных, подпольных авторов. Пожалуй, самая большая фонотека была у преподавателя пединститута Мамонова, там можно было найти любую музыку.
В 1990-х годах традиции живого звука были незаслуженно забыты. После распада Советского Союза, когда говорить и петь было можно все, на отечественную сцену хлынула зарубежная музыка, а вместе с ней – традиции и атрибуты, немало способствующие превращению искусства в шоу-бизнес. И сейчас фонограммы и мини-диски заполонили музыкальное пространство, став неотъемлемой частью жизни молодых артистов, желающих пробиться на эстраду в качестве поп-вокалистов. При этом живая музыка начала считаться неактуальной, хотя ее ценность в разы выше. Почему-то в нашем обществе сложилось мнение, что все мечты о благосостоянии, известности и полном удовлетворении высоких амбиций могут реализоваться только при условии выхода на сцену с какой-нибудь незатейливой в плане текста и музыки песенкой.
Об этом весьма красноречиво свидетельствует популярность среди молодежи таких проектов, как «Суперстар KZ», «Х-фактор» и даже местный «Мой миллион». При этом, к сожалению, многие желающие стать «звездой» не владеют голосом и не попадают в ноты минусовой фонограммы. А уж музыкальным образованием и вовсе мало кто может похвастаться.
На этом фоне выгодно выделяются музыканты, пропагандирующие народную музыку, классику, а также те, кто пытается развивать не вполне привычные для нашего региона музыкальные жанры.
К примеру, ДК молодежи Уральска стал надежным пристанищем для творческих коллективов, зародившихся в нашем крае. Здесь нередко проходят концерты, вечера дружбы с участием талантливых исполнителей. Возрождена традиция проведения дней районов, и теперь на сцене ДК частыми гостями стали исполнители из сельской местности. Здесь уже сформированы четыре профессиональных музыкальных коллектива – оркестр русских народных инструментов под руководством Виктора Плетнева, ансамбль скрипачей Нины Поповой, музыканты вокально-инструментального ансамбля Нурлана Салахатдинова, а также сравнительно молодой, созданный впервые фольклорно-этнографический ансамбль под руководством Еркина Нурымбетова, пропагандирующий казахское национальное творчество.
- Кроме этого, члены наших кружков принимают участие в концертах, проходящих здесь же, – говорит директор ДК молодежи Феликс Баюканский. – Молодежь имеет возможность выйти на сцену уже со своей концертной программой. Прелесть в том, что у нас есть свой зал, прекрасно оснащенный, полностью оборудованный. Он по праву считается лучшим в области. Также в последнее время в Уральске начало интенсивно развиваться джазовое музыкальное искусство. Джаз, берущий начало в американских традициях, считается музыкой камерной, сокровенной. Изначальной ее особенностью стала импровизация, полиритмия и уникальные гармонические модели.
В нашем городе джазовая музыка получила распространение в основном в ресторанах и пабах «Пражские ночи», «Элис» и других. Известным джазменом Уральска является композитор, аранжировщик, музыкант Максим Попов. Его недавние достижения – Гран-при международного конкурса-фестиваля «Окно в Европу» (Санкт-Петербург), звание лауреата международного конкурса «Романтизм: истоки и горизонты» (Москва), а также победа в номинации «Люди, которые нас удивили» (Уральск).
Групп, развивающих джаз, не так много, в частности это «Vintage blues band» и сравнительно молодая «Точка невозврата».
- «Vintage blues band» существует уже шесть лет, название периодически менялось, – говорит барабанщик группы Евгений МАЛИМАНОВ. – В существующем составе мы играем уже три года, выступаем на постоянной основе в «Пражских ночах», до этого также были записи. Сейчас в постоянный состав группы также входят гитарист Алексей Полубабкин и басист Сергей Колесниченко. Считаю, что нам повезло с вокалистами – Асхатом Габдукуловым и Элизой Бегимбетовой, у которых хорошие голосовые данные.
На счету группы «Точка невозврата» несколько концертов в родном городе и победа на республиканском радио «Тенгри FM» в конкурсе казахстанских исполнителей «На вершине Тенгри». Сейчас музыканты работают над расширением репертуара, полностью отказавшись от «кавер»-версий (известные песни в исполнении другого музыканта, в данном случае, группы, новый вариант существующего ранее произведения – прим. авт.) и сосредоточив свое внимание исключительно на авторских вещах.
- Главным критиком для нас является наш слушатель, мнение которого для нас очень важно, – отмечает Александр ЖУРАВЛЕВ, основатель «Точки невозврата». – На концертах обычно мы стараемся сделать достойный звук, чтобы людям не приходилось прислушиваться к текстам и музыке, как зачастую это происходит на «живых» выступлениях. Вообще «живые» выступления ценны и существенно отличаются от выверенных по всем параметрам концертов с использованием «плюсовых» фонограмм. Всегда есть желание развиваться, стремиться к лучшему. А если оно исчезает, значит от музыканта больше ничего не осталось, и наступила смертельная, практически неизлечимая «звездная болезнь».
Несмотря на существенные достижения и победы, большинство музыкантов в Уральске работают на самоокупаемости. Репетиционные базы оборудуются самостоятельно, оборудование для записи треков также является собственным, да и концерты зачастую организовываются своими силами либо при содействии таких же заинтересованных в успехе коллег-музыкантов. А ведь помощь культурно-просветительских объединений, равно как и меценатство со стороны спонсоров не только пришлись бы как нельзя кстати, но и могли бы упрочить музыкальные позиции современного Приуралья.

Александр КРЫГИН







Design by Kumargazhin Almat