4
Nomer 40 (442) 6 октября 2011 года

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ...

(Очерк второй)

Анасы бар адамдар
Еш?ашан ?артаймайды...

Моей бабушке – 96 лет. А может, и больше, или меньше – во всяком случае так записано в ее документах. Она родила и воспитала семерых детей, двоих из которых уже нет с нами. Ее праправнучке два годика.


Оставшись без мужа в 52, она впервые в жизни устраивается на работу, даже на две сразу, чтобы прокормить детей, ведь младшему только исполнилось восемь. И при этом умудряется оставаться заботливой мамой и бабушкой, держать крепкое хозяйство.
В моей детской памяти она предстает этаким незримым ангелом – ее трудно застать на одном месте, она снует по дому и двору – огород, печка, сарай… Я до сих пор не могу понять – когда она высыпалась и что ела…
Наигравшись, мы сметали со стола все – жареную кругленькую картошку нового урожая, неповторимой пышности бауырсаки, тягучий айран, сладковатую сметану с дырочками пенки после сепаратора, овальный хлеб, который она пекла в жестяных банках из-под селедки, а она без конца наполняла пиалушки чаем из гудящего самовара.
Моя бабушка плохо слышит, почти не видит, обожает мыться в выстроенной ее младшим сыном бане, куда ее приходится носить на руках… Она – наш корень, единая жила, из которой мы все произросли. Я беру ее узловатую руку, «?олы? ып-ысты?» - говорит она, ее уставшее сердце не в силах уже согревать натруженные конечности, она постоянно мерзнет.
Моя бабушка... окружена заботой и любовью, матриарх нашей семьи.
А сколько стариков лишены такого счастья – жить в своем уютном доме, гладить вихры внучков и рассказывать им были и небыли своей долгой жизни...
Вспомнилась притча о Скале Стариков. Эта скала мрачной стеной поднимается над горной рекой Аше недалеко от города Сочи. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай - убивать пожилых, становящихся обузой для семьи и бесполезными для племени людей. Стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Но один из жителей аула не сбросил со скалы своего отца, когда ему пришел срок. Он спрятал старика в пещере и тайно навещал, советуясь с ним во всем, а потому прослыл очень мудрым. Впоследствии, когда совет его отца спас от гибели весь аул, молодой человек раскрыл свою тайну и с того времени стариков перестали убивать и окружили почетом и уважением.
Указания на существование когда-то жестокого обычая убивать состарившихся людей есть в нартском эпосе, эпосе карачаевцев, грузинских притчах. Более того, у целого ряда народов мира существовал этот дикий обычай: избавляться от стариков, которые в силу возраста и заболеваний не могли позаботиться о себе сами и принести пользу племени или семье. Так, эскимосы сажали своих стариков на дрейфующие льдины, в древней Спарте пожилых людей сбрасывали со скал, в Японии дети отводили немощных родителей в горы, тем самым обрекая их на смерть от голода или зубов диких зверей.
Казалось бы, варварские времена с их бесчеловечными традициями остались позади. Оказывается, нет. Сегодня тоже существует способ избавления от несчастных стариков - дома-интернаты. Сегодня все чаще постояльцами домов престарелых становятся пожилые люди, имеющие трудоспособных детей.
В Казахстане 67 домов престарелых, в которых живут 12 100 стариков. Больше всего таких домов в Восточно-Казахстанской области – 11, в которых проживают 2 436 человек. А в Западно-Казахстанской – 10. Меньше всего – в Атырауской, Кызылординской, Мангистауской областях и городе Астана – по одному.
Как сюда попадают эти старики? Согласно Типовым правилам социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа, а также ГОСТ РК 1457-2005 «Социальное обслуживание инвалидов и престарелых в отделениях социальной помощи на дому, территориальных центрах социального обслуживания, государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях», в дом-интернат принимаются лица (супружеские пары), не имеющие близких, совершеннолетних, трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них, а также имеющие близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход (в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй группы, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, или выехали на постоянное местожительство за пределы страны). В исключительных случаях по решению Советов ветеранов, по делам инвалидов на проживание в дом - интернат могут быть приняты престарелые и инвалиды первой, второй группы, имеющие близких совершеннолетних трудоспособных родственников, совместное проживание с которыми по причине конфликтов невозможно. Допускается организация платных отделений для временного и постоянного проживания престарелых граждан, нуждающихся в бытовом и медицинском обслуживании без ущерба основному контингенту госопекаемых, а также в случае отсутствия очередности для определения в дом-интернат.
Что же происходит с нами, если мы так вот запросто забываем своих пращуров – племянников наших прадедов, сестренок наших бабушек? Ведь мы с ними одной крови, у нас есть единые корни, питавшие нас с младенчества!
Что такое счастье?
Я целую глубокие морщинки у виска моей бабушки, и понимаю – счастье в том, чтобы наблюдать, как твои потомки, плоть от плоти и кровь от крови, возятся с игрушечными самосвалами в песочнице, сидеть на веранде крепкого дома, построенного твоими руками, дома, в котором были и радости, и печали, который стенами своими поддерживал в горе и распахивал гостеприимно двери в праздники.
Счастье – это тихо скончаться от старости в кругу самых дорогих, искренне любящих друг друга людей.
Счастье – это когда мы все вместе.

andreewna@mail.ru

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat