Nomer 49 (243) 6 декабря 2007 года

   СФЕРА НАПРЯЖЕНИЯ

«Надежда» уже писала о кризисе коммунальной сферы Западно-Казахстанской области. О том, что коммунальные предприятия находятся в тяжелом состоянии, сегодня говорят уже не только экономисты этих предприятий. При этом все ждут повышения тарифов на коммунальные услуги. Вероятнее всего Западно-Казахстанский филиал «КазТрансАймак» по-прежнему будет настаивать на повышении тарифа на газ, так как Россия, у которой его покупают, повысила свою цену. Власти заверили, что до нового года газ не подорожает.
Что ждет область в 2008 году? Ответ на этот вопрос «Н» попыталась выяснить вместе с заместителем начальника управления Агентства РК по регулированию естественных монополий в ЗКО Еленой Билялиевой.

- Елена Кенжегалиевна, что сейчас можно сказать о планах газовиков повысить тариф на газ?
-Буквально вчера, то есть 5 декабря, республиканское Агенство по регулированию естественных монополий приняло заявку «КазТрансАймана». Как известно, эта компания предлагала поднять стоимость газа до 8 тысяч 115 тенге за тысячу кубов. Пока они получили «добро» только на повышение тарифа за транспортировку газа по местным сетям.
- Чем «КазТрансАймак» объясняет желание повысить тариф?
- Тем, что покупают газ у «КазРоссГаза», а эта компания подняла цену.
- То есть наш газ мы покупаем все дороже и дороже?
- Но почему все говорят, что это наш газ? Мы продаем сырой газоконденсат, добытый на Карачаганаке со всеми примесями, он поступает на оренбургский перерабатывающий завод. А покупаем мы уже сухой, очищенный газ. Но в этой цепочке много посредников, поэтому цена газа обрастает как снежный ком. «КазТрансАймак» же покупает газ и добавляет за транспортировку, чтобы до нас с вами его довести.
- Что произойдет, если заявка «КазТрансАймака» будет удовлетворена?
- Тогда у нас будет очень большой рост тарифов коммунальных услуг. Все же сидят на газе, и монополисты это прекрасно знают.
- Все ждут, что будет после Нового года. Пока власти с монополистом договорились, тарифы заморозили. Но ведь договариваться постоянно не получится?
- Сейчас ничего определенного сказать нельзя. Пойдет ли наше агентство навстречу или будет достигнута какая-то договоренность до конца отопительного сезона, никто не знает.
- Если сравнить с другими областями, на каком уровне по цене на газ стоит Западно-Казахстанская область?
- Действительно, у нас стоимость газа - одна из самых низких в республике. Ниже, кажется, только в Атырау и в Актюбинске. А в южных областях газ давно и намного дороже. У нас потребители за газ платят 6,61 тенге за куб. Это немного, но, повторюсь, если газ подорожает, вырастут все тарифы.
- Судя по всему, «Каз- ТрансАймак» все равно добьет этот вопрос…
- Неизвестно, когда это произойдет. Надо учесть, что закупочная цена на газ постоянно меняется. В прошлом году, если не ошибаюсь, убытки газовиков составили порядка 400 миллионов тенге...
- Какова потребность газа в ЗКО?
- Порядка 500-600 миллионов кубометров газа в год. Если бы мы сами перерабатывали свой газ, мы бы избежали больших скачков в росте тарифов. Но газ мы покупаем в России. Сколько там посредников в этой цепочке, неизвестно. Если бы мы покупали непосредственно у производителя, он был бы намного дешевле. Мы писали в свое время российским коллегам, пытались отследить эту цепочку, но кто нам об этом расскажет? Там задействованы очень большие деньги и интересы.
- А ваше управление со своей стороны как-то вмешивалось в решение вопроса о тарифе на газ?
- Вы знаете, что этим вопросом занимался аким области, а деятельность «КазТрансАймака» контролирует республиканское агентство по регулированию естественных монополий. Мы со своей стороны давали все цифры и раскладки – чего можно ожидать при таком или другом варианте. Возможно, это сыграло свою роль, и «КазТрансАймаку» отказали в повышении тарифа.
- На ваш взгляд, в чем причина того, что коммунальщики находятся в таком положении?
- Принято считать, что монополисты плохие хозяйственники и т. д. Но не надо однозначно судить. У нас коммунальные предприятия в очень тяжелом состоянии и несут огромные убытки. А ведь ни в одной развитой стране энергетические отрасли не бывают убыточными. У наших же монополистов процент износа от 50 до 70%. Причем, это единая картина по всей республике. Я их не защищаю, просто знаю реальную картину. Нам говорят, что мы прикрываем монополистов. Глупости. На все есть законы, нормативные акты. Никто никому больше предусмотренного не даст. Эти предприятия даже элементарного на развитие не получают. Ну что такое закладывать в тариф 6% прибыли? Любой экономически грамотный человек поймет, что это абсурд, нонсенс.
- В чем причина, что антимонопольщики держали коммунальные предприятия на «коротком поводке»? Потому что иначе это вызвало бы возмущение населения?
- Отчасти, да. Я всегда говорю - у нас не тарифы высокие, а доходы низкие. Людей с хорошим заработком не волнуют тарифы. Они волнуют только пенсионеров и людей с невысоким уровнем доходов. Потому что им нечем платить. А их большинство. Это те же врачи, учителя. И посмотрите, во многих семьях, как правило, один кормилец, и зачастую это женщина. По моему убеждению – закон законом, но есть еще и человеческий фактор, который нельзя не учитывать. Хотя государство и предусматривает разные схемы помощи своим гражданам в виде жилищных пособий или АСП. Да, рынок диктует свои правила, но реальность такова, что большинство людей не в состоянии взвалить на себя такие коммунальные тарифы.

Беседовала
Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat