Nomer 19 (316) 7 мая 2009 года

  ВСЕГДА В СТРОЮ

Накануне 9 Мая мы решили навестить своих давних друзей, о которых «Надежда» рассказывала в прежние годы в ходе акций Группы компаний «Конденсат» «Этот день вы приближали как могли» и «Как живешь, ветеран?». К сожалению, число подшефных ветеранов войны, которых 2005 году у нас было 167, сегодня сократилось до 98.
«Н» продолжает свою традицию рассказами о старых солдатах, находящихся по-прежнему в строю.

Ветерану Великой Отечественной Александру Кузьмичу Гапотченко в октябре исполнилось 90 лет. Он, как и прежде, бодр, если не считать скачков давления по вечерам и болей в руке. Живет вдвоем с женой на пятом этаже, куда, конечно, взбирается пешком. Александр Кузьмич при встрече, как обычно, весел и любит пошутить. Ветеран сам ходит в магазин, самостоятельно ездит к детям и внукам в гости на автобусе.
Все ничего, говорит старый солдат, только иногда снится один и тот же кошмарный сон – сырая грязная картошка и хлеб с опилками… Четыре долгих и страшных года пришлось провести Александру Кузьмичу в фашистских концлагерях, прежде чем из Берлина, уже после Победы, он попал в Брест, а потом, через год, и домой, в Приуралье.

Артиллерист Дуйсенбай Джубандыков не только дошел с боями до Берлина, но и участвовал в разгроме милитаристской Японии. За ратные заслуги фронтовик награжден орденом Отечественной войны, а также медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией». После Победы продолжил службу - охранял военные объекты в Северной Корее, Красноярске и Владивостоке. Домой солдат вернулся лишь в 1948 году и до выхода на заслуженный отдых трудился в родном совхозе «Аралтобе».
- Чувствую себя хорошо, - по-солдатски бодро отметил 84-летний аксакал, когда надеждинцы зашли его проведать в очередной раз. – Медики приезжают по первому вызову. Благодарю Всевышнего, что смог встретить 64-ю годовщину нашей Победы. Очень надеюсь, что смогу отпраздновать следующее 9 Мая, ведь оно будет юбилейным…
Несмотря на оптимистические заверения фронтовика, родные, а живет старый артиллерист со своим младшим сыном Мереке, снохой и внуками, иначе отозвались о самочувствии седовласого солдата. У Дуйсенбая-ата сильно ослабли зрение и слух, пошаливают сердце и легкие. На прогулку ветеран практически не выходит, проводя большую часть времени на диване перед телевизором.
Однако аксакал не теряет оптимизма, с удовольствием общается с родственниками и гостями. И всегда дает наказ – бережно хранить интернациональную дружбу и согласие.

«В строю» и еще один наш ветеран Константин Георгиевич Бородкин. Правда, нелегко приходится инвалиду второй группы, попавшему на фронт 18-летним юношей и все военное лихолетье воевавшему на передовой.
В недавнем прошлом Константин Георгиевич перенес не только приступ инфаркта, но и сложную операцию. До сей поры бравый солдат ходит с трубкой на боку и бутылочкой, но держится бодро. Куда деваться, ведь он один хозяйничает в доме и ухаживает за бабушкой, которая вот уже несколько лет не встает с постели.
- Года идут, - сетует 85-летний ветеран. – Однако проблемы мои не решаются. В советское время мне квартиру давали, так я взял и отказался. Пусть, думал, молодые жилье вперед получают, а мы с бабушкой и в частном доме справимся. Теперь мыкаемся… Стена вот отходить стала, боимся, рухнет…
Как рассказывает фронтовик, в прошлом году он числился в очереди на благоустроенную квартиру под номером 340, теперь – под номером 200. Когда узнаешь о такой «расторопности» по отношению к тем, кто в 1941-1945 годах прошел в кирзовых сапогах пол-Европы, чтобы освободить человечество от фашистской чумы, а теперь не может достойно прожить закат своей жизни, к горлу невольно подкатывает ком горечи. К нашему всеобщему стыду никто не может ответить на вопрос – когда решится жилищный вопрос фронтовиков, чьи ряды редеют с каждым днем. Может быть, к следующему юбилею Победы?

Иван Клементьевич Денисик сейчас живет в Самаре с супругой у дочери в частном доме. Аккурат на Рождество ему исполнилось 95 лет. Вместе с домочадцами ветеран внимательно следит за событиями в родном Уральске, всех помнит и, когда узнает приятные новости, может даже пропустить рюмочку.
Бывший пулеметчик нередко вспоминает, как зимой 43-го ему пришлось в одиночку скитаться в лесах Белоруссии, и как он при этом чудом выжил. Правда, ветеран, имевший за войну 11 ранений, плохо слышит и видит, но чудеса технического прогресса помогают ему смотреть телепередачи и слушать радио. Иван Клементьевич имеет очень большую дружную семью, внуков и правнуков, которые и помогают ему сохранять оптимизм и волю к жизни.

Александр Кузьмич Гапотченко

 

Дуйсенбай Джубандыков

 

Константин Георгиевич Бородкин

 

Иван Клементьевич Денисик

Design by Kumargazhin Almat