Nomer 49 (191) 7 декабря 2006 года

   С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

  В редакцию «Надежды» поступило письмо от Бориса Ефимовича Пальгова. «В прессе появляются предложения о выезде на историческую родину, как в Казахстан, так и в Россию, - пишет пенсионер. - В Западно-Казахстанской области с незапамятных времен проживают люди разных национальностей. В средствах массовой информации часто пишут: коренное население, коренная национальность. А что это такое, и кто относится к коренному населению? Я, например, знаю своих предков до пятого поколения. Все они родились, жили и работали на этой земле. Предки моих родителей по линии матери были скотоводами-земледельцами в поселке Сламихине Фурманского района, по линии отца - рыбаками в поселке Сахарный Тайпакского района.
Я родился и вырос на приуральской земле. Мне уже 80 лет, и я считаю Казахстан своей исторической родиной. А отношусь ли я к коренному населению?
Желательно, чтобы соответствующие госорганы дали разъяснения по этому вопросу».
Чтобы получить ответ на вопрос Бориса Ефимовича Пальгова, «Н» обратилась с запросом в департамент внутренней политики Западно-Казахстанской области. Из ДВП пришло сообщение, где отмечено в соответствии со словарем русского языка С. И. Ожегова, что слово «коренной» означает «изначальный, исконный».
По поводу понятия «коренное население» в ответе говорится:
«Коренное население обозначает представителей того или иного этноса, который на определенной территории первым сформировал культурно-историческую общность с присущей ей формой хозяйствования. К числу коренного населения относятся коренные жители страны. Коренным населением Казахстана являются представители государствообразующей нации страны».
Как видим, ответ департамента внутренней политики не изобилует содержательностью, поэтому «Н» решила выяснить, что думают по этому поводу известные люди в нашем городе.
Вот что ответил руководитель Западно-Казахстанского филиала по правам человека и соблюдению законности Павел Кочетков:
- Обратимся к Конституции - Основному закону Республики Казахстан, где нет понятия титульной нации или коренного населения. Там написано, что «мы народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой»… Во 2-м пункте 14-й статьи Конституции сказано, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».
По мнению П. Кочеткова, словарь Ожегова не подходит для разъяснения таких понятий, как коренной житель и коренная национальность:
- Возьмем Международный пакт о гражданских и политических правах. Там сказано, что «каждое участвующее в настоящем пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем пакте. Без какого бы то ни было различия, как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, так и в отношении религии, политических иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства». Этот пакт недавно ратифицирован в Казахстане. Есть еще один Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Вот статья 2-я, часть 2-я, пункт 1-й. Здесь тоже говорится, что «каждое участвующее в настоящем пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и порядке международной помощи сотрудничества, в частности в экономической и технических областях, принимать в максимальных пределах имеющих ресурсы к тому меры, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер». Иными словами, это означает, что люди все равны. И они не могут быть дискриминированы по таким признакам, как разделение на коренную и титульную нации. Я искал определение, что такое коренные народы. Вот конвенция № 169 Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни. В ней написано, что «народы рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты». Я, например, отсюда вижу, что, если Борис Ефимович Пальгов в пятом поколении знает своих потомков, которые родились и выросли на земле Приуралья, то он вполне может считать себя коренным жителем. В плане построения правового демократического государства и в русле тех действий внешней политики, которые проводит Казахстан, последовательно ратифицируя все международные документы, нет разделения на титульную и коренную нации. Я думаю, что муссирование этой темы только создает дополнительную напряженность. Зачем выяснять, кто вперед пришел на нашу землю? А, может быть, первое поселение принадлежало финнам? Это противоречит нашей Конституции и может привести к бесконечным спорам. Все равно, что выяснять, что было раньше - курица или яйцо. Каждый будет доказывать свое. Я тоже считаю себя коренным жителем, потому что мои предки родились и жили на этой земле. Они строили наш город, их имена сохранились в истории. И все это никто у нас не отберет, пока мы живы.
А вот мнение доктора исторических наук, директора областного археологического центра Мурата Сдыкова:
- Самое важное, по-моему, это гражданин ты или не гражданин республики. Национальность не имеет при этом значения. Когда начинают поднимать вопрос коренного населения, то он переходит в политическую плоскость. В советское время человек считался коренным жителем, если он там родился. Но страна развалилась. Возьмите, к примеру, Прибалтику… Сразу становится понятно, к каким спорам и действиям привело там слово «коренной». Поэтому научными терминами здесь давать определение бесполезно. Если ты гражданин республики, то ты защищен. А коренное население или нет, это уже от лукавого… На мой взгляд, есть два понятия – коренное население и пришлое. К пришлому относятся те, кто пришел. Это мигранты, переселенцы, люди, принявшие недавно гражданство. Мне кажется, что коренным населением является то, которое имеет в первую очередь коренную, основную национальность, то есть казахи. Но опять-таки, повторяю, это политический вопрос, где надо исходить из определенной этнополитической ситуации. Однако не нужно делать из этого политическую проблему. 15 лет суверенитета республики показали, что у нас нет оснований для таких подозрений. Поэтому к коренным жителям могут относить себя и те, кто считает Казахстан своей родиной…

Мария ПЕТРОВСКАЯ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 
Design by Kumargazhin Almat