Nomer 6 (200) 08 февраля 2007 года

   БЕЗ ХЛЕБА НЕТ И ОБЕДА

Начало года Огненного Кабана уже успело подложить жителям нашего региона свинью в виде повышения розничной цены на хлеб. Хлебопекарные предприятия, среди которых, как нам сообщили в Уральском городском управлении госсанэпиднадзора, два хлебозавода и 13 мини-пекарен, в январе подняли на пять тенге оптовую цену буханки. То же самое сделали их костанайские, актюбинские и павлодарские коллеги. А в Шымкенте, к примеру, все сорта хлеба стали дороже на семь-восемь тенге.
- Год назад в это же время литр бензина стоил 50 тенге, а сейчас – 80, также с мая прошлого года возросли тарифы на электроэнергию, соответственно, выросли цены на муку, сырье, транспорт, - ответил «Надежде» директор хлебозавода ЧП «Исаев Х. Х.» Валерий Новопольцев.
Но, по словам главного бухгалтера данного предприятия, себестоимость буханки хлеба - это коммерческая тайна.
Ко всему нужно учесть, что с нового года поднялась зарплата бюджетников, а эта мера всегда служила сигналом к подорожанию основных видов продуктов питания. К тому же, как сообщил директор АО «Желаевский КХП» Андрей Борса, с сентября прошлого года цена муки постепенно повысилась с 32 тысяч до 36 тысяч тенге за тонну.
На долю муки в себестоимости стандартной буханки хлеба приходится 44%. Остальное – дрожжи, сахар, соль, растительное масло, электроэнергия, ГСМ и НДС. К примеру, оптовая цена пачки сухих дрожжей выросла с 47 тенге до 70. Плюс зарплата пекарей и экспедиторов. Однако эти подсчеты слабо утешают пенсионеров и малоимущих, для которых хлеб становится еще недоступнее.
Заместитель начальника областного департамента сельского хозяйства по экономическим вопросам Серик Шапкенов не стал зацикливаться на засушливой погоде в регионе за последние два года и обозначил три основные причины роста цен на хлеб. Первая – подорожание ГСМ и тарифов на коммунальные услуги. Вторая – повышение цены на муку и других составляющих для выпечки хлеба. И третья – торговая наценка самих магазинов, которая, по словам Серика Шапкенова, у каждого предприятия торговли своя.
Такой печальный сценарий, по мнению экспертов, был вполне предсказуем, несмотря на то, что Казахстан в прошлом году собрал первый миллиард пудов хлеба за время независимости. Указываются две основные причины, скажем так, глобального плана. Засуха в Австралии, США и Украине вызвала дефицит зерна во всем мире. А наш миллиард, как оказалось, принес больше проблем, чем радости. В половине целинных областей урожай собирался в ненастную погоду, в результате чего влажное зерно в большинстве фермерских хозяйств гниет на складах, так как элеваторов и зернотоков для его сушки катастрофически не хватает. Поэтому эксперты предпочитают особо не распространяться про рекордный урожай, так как сухой пшеницы, которую можно продавать или перерабатывать на муку, засыпано на хранение значительно меньше.
К тому же, по данным департамента земледелия минсельхоза РК, завершившийся год принес еще один отраслевой рекорд. Казахстан экспортировал 6,2 млн тонн зерна. И это далеко не предел, так как импортеры платят фермерам намного больше, чем Продкорпорация, занимающаяся закупом зерна внутри страны. Если в сентябре Продкорпорация скупала пшеницу по 12,7 тысячи тенге за тонну, то в декабре ее цена поднялась до 19 тысяч. Но это все равно намного меньше сегодняшней мировой цены на зерно.
Многие возделывающие пшеницу государства ввели строгое квотирование экспорта зерна, вплоть до приостановки выдачи лицензий на отгрузку хлеба за пределы страны, как, например, в Украине. Это заставляет потенциальных покупателей искать альтернативных поставщиков. Один из них – Казахстан.
Правда, закрома наши подчистую еще не подмели. Тем не менее никто не может сказать, сколько же товарного зерна имеется в стране. Официальной статистике всегда нужно верить с большой опаской. Дело в том, что в последние годы региональные чиновники из-за неуемного желания казаться в глазах Астаны непременно лучше своего соседа-акима опять вспомнили о приписках. Поэтому в отчетах, подаваемых наверх, нередко завышается урожайность и намолот. Перепроверить данные практически невозможно, так как кто из частников пустит в свой амбар обмерять зерно?
Словом, нашим гражданам придется смириться с мыслью, что никакие антимонопольные комитеты и постановления правительства не остановят рост цен на хлеб, являющийся основным продуктом питания для малоимущей и слабозащищенной части населения, для которой, как говорится в народной поговорке, «не будет хлеба, не будет и обеда».


Анатолий ДОМАШЕНКО,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat