Nomer 14 (364) 8 апреля 2010 года

  ЕСЛИ НАДО И "ЯЗЫКА" БРАЛИ!

Семнадцатилетним пареньком в ноябре 1943 года ушел на фронт Николай Дмитриевич Пода, и лишь через семь лет, пройдя не только Великую Отечественную войну, но и войну с Японией, а также дальнейшую службу в армии, вернулся к мирной жизни. За эти годы было и ранение, и смерть боевых товарищей, и нелегкие военные будни.

Николай Пода был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии из поселка Успеновка Бурлинского района. Новобранцев сразу на передовую уже не бросали, а несколько месяцев учили обращению с оружием и ведению боя. В 32-м учебно-стрелковом полку Николай стал минометчиком. В декабре 1943 года рядовой Пода был направлен в 20-ю гвардейскую воздушно-десантную часть наводчиком минометов. В феврале 1945 года он воевал в 302-м гвардейском стрелковом полку.
- Я отвечал за наводку противотанкового орудия, - вспоминает Николай Дмитриевич Пода. - Подносил заряды солдат Василий Петренко. Рядом с нашим орудием находился пулемет и два пулеметчика. Помню, комбат отдал приказ: не выглядывать, а Вася не послушался, и лишился жизни. Вслед за ним и один из пулеметчиков погиб от пули фашистского снайпера. Я тогда пригляделся внимательно и увидел его за кустами, «снял», отомстив за смерть боевых товарищей.
Правда, сначала ругали рядового Николая Поду, что он таким образом обнаружил месторасположение орудий, но потом, разобравшись, похвалили.
- После этого случая командир полка говорит, мол, раз такой смелый, зачислим тебя в разведгруппу, может, улыбнется тебе счастье, приведешь нам «языка», - вспоминает Николай Дмитриевич Пода. – Что ж, если надо, возьмем и «языка», ответил я тогда. На задание отправили пятерых солдат. Идем лесом, впереди небольшой хуторок виднеется, домиков пять-шесть, в которых расположились немцы. Мы затаились, наблюдаем. Смотрю, из избы выходит офицер, что называется, «до ветру». Подкрался я к нему сзади и саданул прикладом по башке, он как сноп и свалился. Связали мы его, дотащили до части: ценным оказался «языком», дал нужные сведения. Всю нашу разведгруппу тогда представили к ордену Красной Звезды.
Николай Дмитриевич вспоминает, как 302-й гвардейский стрелковый полк стал наступать в направлении населенного пункта Альша. Один батальон из-за слабого знания местности и недостаточности разведданных попал в танковую засаду противника - «Пантеры» и «Фердинанды» были прикрыты сухими стеблями кукурузы, как копны, и понес значительные потери. Наступление полка приостановилось. Подоспевший артиллерийский дивизион из 152-миллиметровых пушек истребил часть танков и самоходных установок, остальная часть фашистской засады поспешно отступила.
20 марта 1945 года красноармеец Николай Пода получил осколочное ранение левой стопы с повреждением костей, после чего находился на лечении в эвакогоспитале № 3636, а 29 мая 1945 года был направлен в батальон для выздоравливающих.
- Обидно было тогда, что в счастливый миг Победы провалялся в госпитале, - вздыхает ветеран.
После Победы над Германией его часть отправили на Дальний Восток. После победы над Японией Николай Пода, уже в качестве специалиста кабельной связи в составе все того же 302-го гвардейского стрелкового полка, колесил по Чехословакии, Венгрии, Австрии, восстанавливая телефонные линии, а после дослуживал свой срок при воинской части № 03615.
Вернувшись домой в 1950 году, воин начал мирную жизнь. Работал на железной дороге сначала стрелочником, затем дежурным по станции, а потом и электромехаником. Грудь ветерана кроме боевых наград украсили знаки победителя соцсоревнований, ударника пятилетки и другие.

Карим ДАУТОВ

ДОРОГАЯ НАГРАДА

Хочу поделиться воспоминаниями о моем дедушке, ветеране Великой Отечественной войны, Дмитрии Анатольевиче Гузенко.

Родился он в многодетной семье в селе Лубенка Чингирлауского района нашей области 15 декабря 1923 года. К началу войны Дмитрий окончил восемь классов, а уже в марте 1942 года прямо из девятого класса был призван в Красную Армию. После двухмесячных курсов Одесского пехотного училища он стал командиром отделения 16-й Гвардейской стрелковой дивизии, воевавшей на Калининском фронте.
Советские солдаты отступали, оружия, патронов и снарядов не хватало. Дмитрий был ранен и до ноября находился на лечении в госпитале, после чего его направили помощником командира взвода на Ленинградский фронт. Здесь готовился прорыв блокады Ленинграда, и 131-й стрелковый полк 45-й Гвардейской дивизии готовился на так называемом «пятачке» к наступлению.
И вот в начале января 1943 года все солдаты получили новую одежду, а 12-го января, после очередного артобстрела, пошли на прорыв. Наступали без остановки, было много убитых. Мой дед оказался в числе тяжелораненых, ему осколками мины оторвало чуть ли не пол-лопатки. Его подобрали, оказали первую помощь и сразу после прорыва 18 января по легендарной «Дороге жизни» отправили в Ленинград, где царила страшная картина – еле живые, бредущие по улицам люди и трупы на тротуарах…
В госпитале дедушка находился до августа 1944 года, а потом его отправили на учебу в военно-пехотное училище в г. Чкалов. Там он и встретил День Победы, который запомнился ему на всю жизнь слезами радости на глазах окружающих…
После училища дедушка служил в Германии и был уволен в запас лишь в ноябре 1954 года. В феврале 1955 года он познакомился с моей бабушкой - Ниной Александровной Захаровой, педагогом по образованию и призванию. Они прожили вместе 51 год, воспитали двух дочерей и сына, помогали в воспитании пятерых внуков.
Из множества наград деда самой дорогой для него была медаль «За оборону Ленинграда». В мирное время Дмитрий Анатольевич не раз бывал в Ленинграде по приглашению совета ветеранов, посещал места встреч с фронтовиками.
Интересно, что два брата моего деда тоже участвовали в Великой Отечественной. Старший, Василий Анатольевич, вернувшись инвалидом с Дальнего Востока, прожил совсем недолго, а младший, Николай Анатольевич, живет в Уральске, и над ним уже пять лет шефствует Группа компаний «Конденсат».
Дедушка умер в звании подполковника в запасе 10 июня 2006 года. Память о нем будет всегда со мной. Будучи инвалидом Великой Отечественной войны, он тем не менее был заядлым охотником и рыбаком, а также хорошим водителем, все эти увлечения он передал сыну Евгению Дмитриевичу и мне, своему внуку.
Я горжусь тем, что мой дед воевал, не щадя себя, ради Великой общей Победы, а не для славы, а еще тем, что ношу его имя, и это помогает мне тоже преодолевать трудности.

Дмитрий ГУЗЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat