8
Nomer 36 (438) 8 сентября 2011 года
9

  ДУРНОПАХНУЩЕЕ СОСЕДСТВО

Десятки тонн куриного помета ежедневно выбрасываются рядом с Уральской птицефабрикой. С начала лета на специально выделенном полигоне скопилось огромные кучи вонючего мусора. До ближайших жилых строений отсюда менее 500 метров.

Уральская «Фукусима»
Горы куриного помета, над которыми летают полчища мух, чаек и ворон – вот что представляет собой поле, на которую сваливают отходы птицефабрики. Съездить на это место добровольно отважится далеко не каждый человек. Запах в окрестностях этого полигона настолько удушающий, что сразу же возникает мысль о противогазе.
Но нас об этой поездке попросили дачники, чьи садово-ягодные участки находятся отсюда менее чем в полукилометре.
- Когда ветер дует с поля, у нас на дачах просто нечем дышать, - рассказывет Людмила Быкова, волею судьбы постоянно проживающая на даче. – Над огородами летают те же самые мухи и птицы, распространяя микробы. А ведь рядом Урал течет! Естественно, что пернатые, покопошившись в отходах, сеют заразу и на реке.
Ежедневно тракторы разравнивают помет по всему полю. Считается, что птицеводы удобряют таким образом почву. На самом же деле, по словам биологов, нельзя удобрять землю непереработанным куриным пометом, тем более в таких высоких концентрациях. Для почвы это - яд. Разрушается микрофлора, появляются мутации и штаммы, которые могут вызвать неизвестно какие заболевания. Получается, под видом удобрения птицефабрика создала полигон для утилизации отходов.
В итоге поле, на которое сливаются отходы, уже невозможно восстановить. Почва отравлена. И чтобы на ней хоть что-то можно было посадить, потребуются десятки лет.
Как и предупреждали дачники, на территории стоял такой удушливый запах, что находиться там больше десяти минут мы не смогли. Даже когда мы вернулись в город, запах не исчез. Казалось, мы насквозь были им пропитаны. Вот уж действительно не позавидуешь садоводам, участки которых находятся недалеко от поля.
По словам дачников, руководство предприятия на все их обращения не реагирует, заявляя, что у них есть все разрешения.

Игра в молчанку
Связаться с руководством Уральской птицефабрики так и не удалось. С ее руководителем Таланом Уразгалиевым секретарь приемной не соединяет. Поэтому пересказать читателям его видение проблемы мы не можем.
Впрочем, в одном из своих интервью Талан Кабдырашидович рассказывал о том, как происходит утилизация отходов на предприятии. По его словам, куриный помет полгода перегнивает в специальных контейнерах, а потом уже вывозится на поле. По замыслу проектировщиков такого способа переработки, это позволит получать до 500 тонн удобрений ежегодно. Так ли это на самом деле, узнать не представилось возможным.
А вот со специалистами контролирующих органов пообщаться удалось. Хотя к проблемам дачников они остались глухи, и посмотреть на проблему воочию не пожелали.
- Эти участки выдавались под дачи, постоянное проживание на них нелегально, – заявил государственный инспектор управления экологии Срым Тлегенов, начисто забыв о норме закона, согласно которой гражданам страны можно прописываться хоть на даче, хоть в собственном гараже. – Поймите, когда люди просят землю, они согласны на соседство с любым, хоть самым неэкологичным предприятием. А когда получают, начинаются жалобы, звонки. Уральская птицефабрика регулярно проверяется нашими сотрудниками. Все санитарные нормы и экологические нормы там выдерживаются должным образом.
Сотрудник природоохранной прокуратуры, на чьей ответственности лежит регулярная проверка птицефабрики, оказался в отпуске. За него ситуацию прокомментировала помощник прокурора Оксана Крылова:
- Там, насколько я знаю, все в порядке было. Никаких претензий мы не предъявляли и предписаний не выдавали.

А как у них?
В Европе, Японии, а с недавних пор и в соседней России, куриный помет считается очень ценным сырьем. Из него, при наличии специальной, конечно, технологии, изготавливают корма для свиноферм и рыбоводческих хозяйств. Переработанный особым образом, он также применяется в качестве органических удобрений.
В США на курином помете выращивают калифорнийских червей, также используемых на корм птице и свиньям, и даже в фармакологическом производстве.
В Японии из отходов птицефабрик производят метан, с помощью которого отапливают и освещают жилые дома.
Возможно ли такое в Казахстане? Наверное, лишь в том случае, когда экологическое законодательство в стране выйдет на должный уровень и когда за отвалы помета в стране введут миллионные штрафы.

Алексей ЮМАШЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat
7