Nomer 41 (338) 8 октября 2009 года

   ПЕРВЫЙ БЫСТРОХОДНЫЙ

В минувшую пятницу в Уральске спущен 14-й по счету катер, построенный Уральским АО «Зенит» по заказу Комитета национальной безопасности. От всех предыдущих он отличается быстроходностью.

Этот новый проект заводчан именуется как FC-19 и позволяет судну развить скорость до 50 узлов или 90 километров в час. Преимущество катеров этого класса в том, что они могут пройти на одной заправке до 400 километров и при этом до трех суток не заходить в порт. FC-19 (катер пока не имеет имени, так как оно дается только после прохождения всех технических испытаний и прибытия в порт приписки) предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования с целью пресечения незаконного судоходства и контрабандных операций. Корпус и сборку катера осуществляли непосредственно в Уральске, двигатель – немецкий, система навигации – скандинавская.
За 16 лет, в течение которых АО «Зенит» занимается судостроением, просторы Каспийского моря бороздят катера «Буркит» и «Сункар» водоизмещением 50 тонн, а также три корабля нового класса водоизмещением 240 тонн - «Барс», «Сакшы» и «Сардар».
- Благодаря отечественным судам, изготовленным в Приуралье, во время операции «Буревестник-2009» с участием пограничников Казахстана, России и Азербайджана были задержаны более 150 нарушителей государственной границы, 70 плавсредств, в том числе и быстроходные браконьерские суда. Изъято 50 километров сетей, 86 километров орудий запрещенного лова серии «каланы», 20 тонн рыбы осетровых и три тонны частиковых пород.
Заводчане не решились ответить на вопрос, во сколько был оценен государством спущенный на воду катер FC-19. Более откровенным оказался заместитель начальника главного штаба Пограничной службы КНБ РК генерал-майор Марат Мажитов:
- Стоит более 200 миллионов тенге.
На палубе катера установлен 12-калиберный пулемет с большим углом поворота, изготовленный АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания».
Как отметил Марат Мажитов, в планах пограничников размещение заказа на АО «Зенит» на строительство большого корабля водоизмещением более 240 тонн «Барс-3» с вооружением, к изготовлению которого на свой страх и риск заводчане уже приступили, а также скоростного катера второго поколения «Буркит» и судна-обеспечения кораблей.
На вопрос, чем отличается только что спущенный на воду катер от предыдущих, руководитель завода Вячеслав Валиев пошутил:
- Это все равно, что сравнивать «Запорожец» с «Мерседесом»!
Заместитель акима области Нурлан Ногаев поддержал шутку:
- Теперь Вячеслав Хамзиевич «Бентли» хочет сделать.
FC-19 – второе поколение катеров «Буркит», он шире и длиннее, водоизмещением 70 тонн, а также с новейшим программным, навигационным и прочим оборудованием.
- В ближайшее время мы приобретаем на заводе «Гидроприбор» два аэрбота, также необходимых морским пограничникам, - заметил Марат Мажитов. – Они позволят ходить по камышам и мелководью.
Как отметил Вячеслав Валиев, в планах «Зенита» не только ремонт и модернизация ранее выпущенных и ныне производимых судов, но и выпуск корабля с вертолетной площадкой.
- Выходит, завод выпускает примерно 1,1 катера в год, чем же заняты заводчане остальное время?
- Приоритетное направление АО «Зенит» - судостроение, для этого создана специальная производственная база, но потенциал предприятия ввиду отсутствия финансирования заказов не реализуется полностью. В год нам под силу выпускать пять кораблей. Также заводом осуществляется выпуск продукции для нефтегазового сектора, реализация гражданских и специальных заказов.
Проблем со спуском на воду катера, несмотря на мелководье Чагана, не было. Зенитовцы подготовили временный слив глубиной восемь метров, и катер плавно спустился со стапелей. После заводских швартовных испытаний судно отправится на Каспий своим ходом и прибудет в порт Баутино, где будет принято на эксплуатацию, а в апреле будущего года выйдет на охрану наших территориальных границ.
- Семь футов под килем тебе, FC-19! – пожелали на прощанье катеру собравшиеся.

Ирина КРИУЛИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat