9
 
Nomer 49 (451) 8 декабря 2011 года

ЗАГАДОЧНЫЙ ВОРММИКС Л

В письменном ответе на запрос «Н» утверждается, что при укладке асфальта на дороге в Асан использовалась морозостойкая чудо-добавка. Однако так это на самом деле или нет, остается загадкой.


На днях «Н» наконец-то получила официальный комментарий управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО, касающийся капитального ремонта дороги, что ведет в пригородный поселок Асан. Однако ответ госоргана составлен таким образом, что вызвал дополнительные вопросы.

Напомним, три недели назад в «Н» был опубликован материал «Асфальт на ветер», в котором речь шла о ходе капитального ремонта участка указанной дороги, которая, помимо того, что уже давно нуждалась в реконструкции, серьезно пострадала и во время апрельского наводнения. Жители Асана были возмущены тем, что асфальт укладывается на снег. Они считают, что таким образом миллионы тенге выбрасываются на ветер, и все только ради того, чтобы в ущерб качеству успеть освоить бюджетные средства.
Надеждинцы побывали на месте проведения дорожно-строительных работ и воочию убедились, что, хотя выпал снег и стояла минусовая температура, укладка асфальта не прекращалась. Причем по непонятной причине асфальтоукладочные работы велись исключительно ночью, из чего местные жители сделали следующий вывод - делается это, чтобы скрыть вопиющие нарушения технологии производства дорожно-строительных работ.
Из разговора с рабочими подрядной компании, коей выступает ТОО «Батыс Жол Курылыс», выяснилось, что асфальт укладывается по устному указанию руководства управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО.
- Мы всего лишь исполнители. Что приказали, то и делаем, - сказал прораб, отказавшийся назвать свою фамилию.
Все наши попытки связаться с руководством профильного управления и ТОО «Батыс Жол Курылыс», что называется, по горячим следам успехом не увенчались. Сложилось впечатление, что оно попросту избегает прямого разговора, дабы не отвечать на неудобные вопросы. Лишь спустя неделю удалось дозвониться на сотовый телефон директора «Батыс Жол Курылыса» Бекмурата Балмуханова.
- Никаких нарушений технологий не было. Асфальт укладывался не на снег, а на предварительно очищенную поверхность, обработанную соляным раствором. Если у вас есть свидетели, которые утверждают, что мы укладывали асфальт на снег, у меня найдутся сотни свидетелей, утверждающих обратное… - возмутился глава подрядной компании и без предупреждения оборвал разговор.
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО также упорно не желало идти на прямой контакт, а потому «Н» направила в это ведомство письменный запрос. Не ответить на него чиновники не имели права, однако с ответом чересчур затянули, не уложившись в отведенный законом срок. Но оставим эти «мелочи» на совести госслужащих, а лучше обратимся к тому, что собственно, сказано в ответе за подписью заместителя начальника управления Марата Кадисова, курирующего дорожную сферу:
«При проведении капитального ремонта подъезда к с. Асан укладка асфальтобетонной смеси производился (орфография сохранена – прим. «Н») на предварительно очищенную поверхность, а не на снег. Также в асфальтобетонную смесь вводилась специальная добавка Ворммикс Л, позволяющая производить укладку асфальтобетона при отрицательной температуре окружающей среды».
Поиск в интернете показал, что Ворммикс Л – жидкая, основанная на амидах добавка для битума, позволяющая понизить температуру укладки и уплотнения асфальта. Создана с целью существенно сократить энергетические затраты при производстве асфальта. Уменьшает испарения от горячих асфальтных смесей во время смешивания и укладки, а также позволяет раньше открывать рабочие объекты для движения в холодных климатических условиях.
Казалось бы, все вопросы после этого должны быть сняты. Однако это далеко не так. Дело в том, что интернет отнюдь не изобилует сведениями о фирмах, торгующих этой поистине чудо-добавкой. Напротив, всемирная паутина выдала информацию, что на всем огромном пространстве бывшего СССР единственной компанией, реализующей Ворммикс Л, является московское ООО «ЕвроХимДор». Дозвониться туда было легче, чем, например, к руководству все того же управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО.
Во-первых, как ответили в «ЕвроХимДоре», Ворммикс Л главным образом предназначен для того, чтобы на 30-35% снизить выбросы вредных веществ в атмосферу при производстве асфальтобетонной смеси, так как он позволяет изготавливать асфальт при температуре на 30-40 градусов ниже обычной. Кроме того, добавка позволяет увеличить транспортный радиус и время доставки смеси, то есть ее можно везти на более протяженное расстояние от асфальтового завода. В-третьих, Ворммикс Л помогает избежать неприятного запаха при укладке, особенно это актуально в густонаселенных жилых городских районах. И, в-четвертых, сей продукт облегчает укладку с вязкими битумами, а также обеспечивает хорошее качество дорожной поверхности.
В ООО «ЕвроХимДор» подтвердили, что добавка позволяет укладывать асфальтобетонную смесь и зимой, но подчеркнули, что это не главное ее предназначение. При этом добавлять Ворммикс Л при температуре менее 5-8 градусов ниже нуля и вовсе нежелательно, подчеркнули москвичи.
Причем использование зимой этого вещества отнюдь не освобождает подрядчика от необходимых требований технологии, как-то: укладка асфальта на сухую поверхность, предварительно обработанную битумом, отметили специалисты ООО «ЕвроХимДор».
И тут стоит вновь обратиться к словам директора ТОО «Батыс Жол Курылыс» Бекмурата Балмуханова, который утверждал, что поверхность очищалась при помощи соляного раствора. Между тем один из местных экспертов в дорожно-строительной сфере, попросивший не указывать его имя, (опасаясь навлечь на себя гнев властей), отметил, что соль, смешанная с песком, используется исключительно для устранения последствий гололедицы. А вот для укладки асфальтобетонной смеси соль вовсе не годится, так как достичь абсолютного осушения поверхности при этом никак не удастся. Скорее наоборот. Слякоть на улицах после обработки песчано-соляной смесью – яркое тому подтверждение.
Кстати, заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО Марат Кадисов, чья подпись стоит под ответом на наш запрос, в апреле 2009 года (а в то время именно он возглавлял данное ведомство) был осужден за злоупотребление должностными полномочиями с целью извлечения выгоды для других лиц и организаций и приговорен к штрафу в размере 381 900 тенге с лишением права занимать должности в государственных учреждениях сроком на два года.
Суд признал Марата Кадисова виновным в том, что, заключив договор с ТОО «Компания Бамус сервис» на капитальный ремонт участка автодороги «Чапаево-Жангала-Сайхин», он произвел оплату аванса в сумме 147 828 966 тенге с условием последующего его удержания, согласно оговоренному графику. Однако, не выполнив предусмотренные соглашением обязательств, достоверно зная, что подрядчик отстает от графика выполнения работ, дал главному бухгалтеру незаконное указание перечислить на счет ТОО 40 577 400 тенге за выполненные объемы работ без удержания 20% от суммы ранее выплаченного аванса. После получения денег ТОО «Компания Бамус сервис» прекратило производство каких-либо ремонтно-строительных работ на объекте.
И еще. По сведениям ООО «ЕвроХимДор», контракты на поставку Ворммикс Л ни в Уральск, ни в другие области Западного Казахстана эта компания не заключала. Возможно, смесь с морозостойкими свойствами попала в Приуралье окольными путями, например, через перекупщиков. Но, как отметили в «ЕвроХимДоре», такой сценарий маловероятен, потому как приобрести добавку у официального и к тому же эксклюзивного дистрибьютора гораздо выгоднее. В связи с этим возникает вопрос, а имело ли место использование Ворммикс Л в Уральске?

Эдуард ТЭН


 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat