9
Nomer 15 (312) 9 апреля 2009 года
8

  КОМУ - ОХОТА, А КОМУ - НАРЫ...

Странная ситуация сложилась в Кирсановском заповеднике Зеленовского района. Два егеря обвиняют друг друга в браконьерстве. В результате один из них оказался за решеткой. Его арестовали сотрудники ДКНБ по обвинению в незаконном хранении оружия и боеприпасов. Любопытно, что в ДКНБ работает родной брат второго егеря. «Н» попыталась разобраться в обстоятельствах этого дела.

Предыстория
24 марта сотрудники ДКНБ арестовали Ваху Тутаева, этнического чеченца, уроженца Казахстана, егеря Кирсановского заповедника, что в Зеленовском районе ЗКО. Поводом для ареста послужили патроны от пистолета, самодельный пистолет и два ружья, которые двумя неделями раньше чекисты обнаружили в машине и в доме егеря. В настоящее время Ваха Тутаев находится под стражей и обвиняется в незаконном хранении оружия и боеприпасов.
Это внешняя и поверхностная сторона дела. Родственники арестованного егеря говорят о другой, скрытой стороне этого уголовного дела. В частности они утверждают, что Ваху Тутаева арестовали сотрудники ДКНБ, потому что он не разрешил в свое время охотится на территории заповедника Валерию Скиба – начальнику одного из отделов ДКНБ по ЗКО.
Как рассказали родственники арестованного, вот уже несколько лет как у Вахи Тутаева сложились неприязненные отношения с коллегой, егерем-лесником Юрием Скиба. Оба егеря проживают на территории Кирсановского госзаказника в с. Красноармейском Зеленовского района. Как утверждает Тутаев, он неоднократно делал замечания брату Юрия Валерию Скиба, который является начальником отдела по борьбе с организованной преступностью ДКНБ. Братья, по утверждениям Тутаева, с неизвестными лицами незаконно охотились на территории госзаказаника. Как пишет в своем заявлении в генпрокуратуру и КНБ РК Тутаев, братья Скиба и их друзья круглый год охотились в заказнике и отстрелили там шесть лосей. «На замечания сотрудник не реагировал и постоянно угрожал принятием мер в случае, если им будут мешать», - говорится в заявлении.
В январе этого года, по словам Тутаева, по указанию начальства он перекрыл все дороги в заповедник, чтобы браконьеры не ездили больше в лес. Через три дня он обнаружил, что заграждения с дороги кто-то убрал, а в лесу встретил Валерия Скиба с ружьем. На требования егеря чекист пообещал «устроить ему уголовное дело и упрятать за решетку», посоветовав уволиться по собственному желанию. Тутаев увольняться не стал, а через несколько дней в ДКНБ по ЗКО, поступило анонимное заявление, в котором егеря Ваху Тутаева обвинили в создании бандформирований, экстремизме и незаконном хранении оружия.

Обыски и досмотры
В ДКНБ на анонимку отреагировали с профессиональной оперативностью. 29 января в доме Тутаевых в с. Красноармейское сотрудники ДКНБ провели обыск, который в протоколе назван принудительным досмотром. Перед началом досмотра Ваха Тутаев сообщил сотрудникам, что у него в доме есть боевые патроны и оружие, изъятое у браконьеров и оформленное соответствующими актами, о чем знали его непосредственный руководитель и местный участковый. Однако добровольно выданное оружие и боеприпасы (два охотничьих ружья, переделанный под боевой сигнальный пистолет, винтовка «ТОЗ-8», 90 патронов различных калибров) чекисты оформили как незаконно хранящиеся.
- После досмотра мужа неоднократно вызывали и допрашивали в ДКНБ, - говорит супруга Вахи Вера Тутаева. - А потом 17 февраля, спустя почти двадцать дней, провели одновременно обыски во всех жилых помещениях, хозпостройках, в нашем магазине и в машине Вахи.
- Во время обыска КНБшники позвонили на сотку Вахе и попросили его приехать домой. При этом они конкретно сказали, что хотят обыскать машину. Ваха был в Переметном. Приехал примерно через час. Чекисты в присутствии понятых обыскали машину, но ничего не нашли. Когда понятые отошли от машины, оперативник снова подошел к машине и вынул из под сиденья сверток. В свертке оказались пистолетные патроны. Когда Ваху спросили, что это за патроны, Ваха, естественно, ответил: «Это вас надо спросить, вы же нашли». Я убеждена, что патроны Вахе подбросили. Иначе зачем ему ехать на обыск с патронами? – рассказала Вера Тутаева.
Впрочем, самый большой вопрос в этом деле – это участие ДКНБ. Дело в том, что уголовное право построено таким образом, чтобы исключить дублирование функции правоохранительными органами. В частности, есть такое понятие как «подследственность». То есть преступления экономического характера расследует финансовая полиция, преступления, направленные на подрыв безопасности государства, расследуют органы КНБ. А вот статья 251 УК РК, по которой обвиняется Ваха Тутаев, всегда считалась подследственной органам полиции. Об этом говорят адвокаты егеря. Так с какого же перепугу это дело расследует ДКНБ? Может быть, все-таки потому, что имел место конфликт между Вахой и Валерием Скиба? Ваха в этом уверен. Что думает по этому поводу Валерий Скиба, нам выяснить не удалось. Валерий Сергеевич был постоянно занят и времени для разговора с журналистом не нашел.

Мнения сторон
Коллеги и непосредственное начальство Вахи Тутаева и Юрия Скибы об обстоятельствах конфликта и последовавшего ареста Тутаева почти ничего не знают или делают вид, что не знают. Начальство Январцевского ГУ «Охрана лесов и животного мира» неоднократно приглашалось в ДКНБ и в прокуратуру для дачи показаний. Начальник ГУ Валерий Кривошеев в разговоре с корреспондентом «Н» заявил:
- Меня таскают вот уже три месяца. О Вахе и Юрие могут сказать только положительное. Оба работают у нас примерно по три года. За это время на них никаких жалоб не поступало. Да и не слышал я о том, что между ними был конфликт.
Инженер по охране леса Январцевского ГУ «Охрана лесов и животного мира» Владимир Кораблев, непосредственный начальник обоих егерей, подтвердил, что егерь Тутаев своевременно сообщил ему о том, что нашел в лесу оружие и патроны неизвестных браконьеров. Это было чуть ли не за месяц до ареста Тутаева.
- О том, что Ваха и Юра между собой поссорились, я вообще узнал только после ареста Вахи. Конфликта между ними я не замечал, - сказал Владимир Кораблев.
Сразу же после ареста егеря в ДКНБ по ЗКО поступило коллективное письмо от тринадцати жителей Красноармейского сельского округа в защиту Тутаева. В нем говорится, что он родился и проживает в Казахстане, ранее к уголовной ответственности не привлекался, член НДП «Нур Отан», председатель совета старейшин. Кроме того, авторы письма обвиняют в браконьерстве на территории госзаказаника братьев Скиба.
«Охотничают практически в открытую, никого не боясь. Даже госномера автомашин меняют на улице. Против этого выступил егерь Ваха Тутаев», - пишут жители.
Егерь Юрий Скиба полностью отрицает обвинения в свой адрес и говорит, что браконьерством занимался сам Ваха Тутаев. По словам Юрия Скиба, жители села боятся Вахи:
- К Тутаеву часто на охоту приезжают высокие чины. Ваха организовывал для них охоту в заказнике. Один раз я встретил его с ружьем на своей территории. Я сам делал ему предупреждение, но он проигнорировал его. Я не знаю, почему он обвиняет нас в том, чего мы не делали. Мой брат никогда не приезжал сюда охотиться. И потом, если Ваха уверяет, что постоянно ловил меня и брата за браконьерство, то почему он не оформил факт браконьерства? За три года, которые Ваха проработал егерем, он ни разу никого не поймал. О чем это говорит? Ваха устроился в лесхоз егерем, как раз- таки для того, чтобы иметь возможность принимать здесь своих гостей по высшему разряду – с охотой, с дичью и так далее.
В то время как оба егеря обвиняют друг друга в браконьерстве, начальство Январцевского лесхоза однозначно заявляет, что за прошедший год ни одного факта браконьерства не было.
- Был единственный случай в прошлом году, когда задержали одного мужика, который вышел в лес зайцев пострелять. Но и он не успел никого добыть, его задержали до того как он начал стрелять, - рассказал Владимир Кораблев.
У этой истории пока нет финала. Но есть продолжение. Узнав об интересе журналистов к данному делу, ДКНБ по ЗКО разослал по редакциям пресс-релиз. В нем, в частности, сообщается:
«…Кроме того, в процессе расследования уголовного дела установлены многочисленные нарушения трудового законодательства со стороны Тутаева В. Х. Так, с работниками крестьянского хозяйства «Тутаев» не заключались трудовые договора, не установлен размер и не выплачивалась заработная плата, не осуществлялись пенсионные и социальные платежи указанным работникам. Люди работали лишь за предоставление В. Тутаевым жилья и питания.
Также выявлены факты незаконного пребывания на территории КХ «Тутаев» иностранных граждан и незаконного привлечения иностранной рабочей силы.
По данным фактам органами прокуратуры возбуждены административные производства».

Санат Урналиев

Ваху Тутаева

Design by Kumargazhin Almat