Nomer 15 (312) 9 апреля 2009 года

  МОЖЕТ, ЯПОНИЯ ПОДДЕРЖИТ...

«Почему за рубежом государственные Фонды бегают за руководителями микрокредитных организаций и бизнес-структур, чтобы предложить свои услуги, а у нас наоборот?» - задается вопросом депутат районного маслихата, председатель НПО "Союз предпринимателей малого бизнеса Казталовского района", директор общественного фонда МКО "Акниет" Владимир Габидуллин.

Если сейчас в селах начнут выдавать микрокредиты, то за ними выстроится огромная очередь. Деньги сельчанам нужны на бизнес, потребительские цели, строительство частных жилых домов, развитие личного подсобного хозяйства, животноводства, птицеводства, рыболовства, бахчеводства. Но микрокредитование - хорошо зарекомендовавший себя способ борьбы с бедностью, но, как выясняется, явление, которое в казахстанской экономике почти отсутствует. Во всяком случае, в Западно-Казахстанской области точно, считает депутат Казталовского маслихата.

- Владимир Каримович, но ведь есть фонд "Даму", который позиционируется как национальный институт развития, оказывающий государственную финансовую поддержку предпринимательству Казахстана. Разве он не уделяет внимания проблемам малого бизнеса и микрокредитования?
- Я считаю, что казахстанская программа микрокредитования вообще не работает. Складывается впечатление, что государственные фонды "Даму" и "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" превратились в частные структуры. Взять хотя бы внешнюю сторону. Шикарные ремонты, парк джипов… Внутри здания на входе - вертушка, охрана как в президентском дворце, какие-то замки с кодами. Еще года два назад такого не было и в помине. Туда попасть невозможно, не то чтобы деньги там взять. А штат один чего стоит. Фонд размещается на пяти этажах! А мы, чтобы получить оборотные средства в 2005 году, ходили по кабинетам восемь месяцев, в 2006 году - двенадцать месяцев, чтобы получить 30 миллионов тенге. Сегодня фонд «Даму» не хочет напрямую связываться с малым бизнесом и микрокредитными организациями, они даже убрали из аббревиатуры слово "малого" и сейчас называются «Фонд развития предпринимательства «Даму». Малый и средний бизнес просто отодвинули в сторону. Думаю, им нужны более крупные бизнес-проекты и ипотечное кредитование. Нам же теперь советуют работать с «Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства». Но у них потолок - 400 тысяч тенге. Для сельских МКО это мизер.
- А почему так сложно получить деньги через фонд «Даму»?
- Потому что почти все, кто обращается за кредитами, не могут пройти конкурс. Их правила и требования совершенно не приемлемы для сельских МКО. Мы два раза участвовали в конкурсе, и нам было отказано, потому что нужно пройти аудит, а это стоит порядка 300 тысяч тенге. По условиям конкурса, если нет аудита, нет и кредита. Или, например, нам сказали - нужна международная организация, которая бы дала оценку нашей работе на селе. Никаких денег не хватит, чтобы получить такое заключение. Мы отдали новую заявку, ответа ждем уже больше года. В прошлом году фонд должен был раздать 5 млрд. тенге, но многие так и не смогли пройти конкурс. По официальным данным, с 2005 года через фонд «Даму» государство направило на микрокредитование порядка 21 млрд тенге. Но сколько дошло до села? Эти конкурсы выигрывают только МКО Алматы и Астаны. До региональных МКО эти деньги не доходят, или доходят, но небольшие суммы. Об этом мы не раз писали в администрацию президента, премьер-министру, в министерство индустрии и торговли, в ФНБ "Самрук-Казына", но никаких ответов не получили. Наше МКО например, вынуждено обратиться в посольство Японии с просьбой участвовать в конкурсе на получение гранта. Мы слышали, что они начали заниматься микрокредитованием на территории Казахстана.
- То есть в отечественном фонде вы не смогли получить деньги и решили обратиться к японцам?
- Да, они выделяют грант до 90 тысяч долларов. Если мы его получим, то сможем выдавать кредиты сельчанам под полтора процента, как в Европе.
- Вы располагаете данными, насколько высока потребность в микрокредитах у жителей районов области?
- У нас в каждом районе нужно открывать микрокредитные организации. Если в городе кризис пока не сильно ощущается, то на селе он господствует в полной мере. Кредитование - тема номер один. В районах практически нет филиалов финансовых институтов, областные филиалы банков второго уровня с селом не работают – не выгодно. Работает только Казпочта. Раньше народ крутился как-то, даже в банках умудрялись брать кредиты. Сейчас все перекрыли, люди в долгах. В отдаленных районах области - Жангалинском, Жаныбекском, Бокейординском и Казталовском проживают около 100 тысяч человек, и там нет ни одного МКО. Почему не открывают? Потому что нужно собрать массу бумаг, хотя и это не главное. В уставном фонде, например, необходимо иметь порядка миллиона тенге. А где их взять, если на селе и 15 тысяч – большие деньги? Мы как-то делали анализ, проводили анкетирование, чтобы выяснить, сколько нужно кредитов для нашего района численностью около сорока тысяч человек. Получилось, что в среднем необходимо не менее 900 миллионов тенге. А у нас крутятся 30 миллионов, и то, говорят, много дали.
- А на какие цели в селах чаще всего берут кредиты?
- В основном на мелкий бизнес. «Купи-продай» - сегодня на первом месте. За счет этого люди и выживают. Кредиты берут и на развитие разного рода услуг, например, не так давно у нас открылась парикмахерская. На развитие личного подсобного хозяйства – закуп скота, посадка огорода.
- А как с возвратом?
- Даже по международным оценкам сельчане возвращают деньги лучше, чем горожане. Ответственность выше и совести больше. Если не сможет сейчас вернуть, то потом все равно вернет. Мы людей не прессуем, не говорим, мол, давай неси сейчас деньги, а то дом отберем. Сегодня, учитывая экономическую ситуацию, думаю, и фонд «Даму» мог бы объявить каникулы или принять другие меры, смягчающие возврат кредитов для сельских жителей.
- Владимир Каримович, фонд «Даму» сегодня не ругает только ленивый, а что можно предложить, чтобы решить проблему микрокредитования на селе?
- Государственные средства необходимо направлять в сельские МКО через департаменты труда, социального обеспечения и социальных программ, потому что на местах они знают проблемы сельского населения. Или как раньше - через департаменты предпринимательства, они тоже знают картину, поэтому отнесутся к этой работе ответственно. А пока фонд должен искать действующие сельские МКО и помогать им. Например, подобный фонд в США сам ищет МКО или бизнес-структуры, чтобы предложить свои услуги. А у нас МКО и бизнес - структуры бегают за фондом.

Алла ЗЛОБИНА

 

Design by Kumargazhin Almat