Nomer 28 (325) 9 июля 2009 года

БАЙКЕРЫ: ДОРОГА ПАМЯТИ

Две тысячи километров - не расстояние для благодарных потомков.
В день начала Великой Отечественной войны из Санкт-Петербурга стартовал необычный мотопробег, посвященный 65-летию Победы над фашистской Германией. Четыре питерских байкера привезли в Уральск капсулу с землей, взятой с тех мест, где воевали западноказахстанцы, обороняя блокадный Ленинград.

Вслед за «Уралами»
Этот проект существует уже более трех лет. Но в пределах Казахстана он проводится впервые. Ежегодно 22 июня в городе на Неве происходит старт мотопробега. На этот раз участники акции проводили мотоциклистов на казахстанскую землю. На мемориальном комплексе «Журавли» в годы войны находился госпиталь. А рядом шли бои. Позже на этом месте были массовые захоронения, теперь здесь братская могила. Почтить память друзей-однополчан вышли ветераны и блокадники. Именно они наполнили землей капсулу, которую привезли в Уральск участники мотопробега. Сама же капсула – это не простая железная тара, а гильза от снаряда знаменитой пушки-сорокопятки. Она была найдена на местах сражений 314-й дивизии, в составе которой воевали немало наших земляков. Вместе с заветной гильзой питерцы передали огромный привет и низкий поклон потомкам защитников их города. До сих пор они благодарны за подвиг наших солдат и считают казахский народ братским.
В прошлом году из Волгограда были привезены два мотоцикла 1943-го года выпуска, которые были задействованы в военное время. За зиму их восстановили, а 22 июня они возглавили колонну мотопробега. Боевые железные кони проводили команду байкеров до черты города, а дальше пять современных скоростных мотоциклов отправились в путь самостоятельно.
День на границе
Спидометры мотоциклов отсчитали почти две тысячи километров. Питерская команда подъехала к таможенному посту. Мотоциклисты планировали пересечь казахстанскую границу в 13.00. Из-за проволочек на таможне заехать на уральскую землю байкеры смогли только ближе к вечеру. Но один мотоцикл через границу так и не пропустили. Железного коня пришлось оставить в Самаре. Когда все формальности были улажены, райдеров приятно удивил весьма теплый прием. Девушки в национальных костюмах преподнесли уставшим путникам традиционный напиток – айран. На границе мотокоманду встречал заместитель акима Уральска Талгат Нигметов. Особенно ребят удивило то, что второй человек города ждал их более четырех часов, пока они пройдут таможенный досмотр. Также поприветствовать участников мотопробега приехали и местные байкеры.
При въезде в Уральск мотоколонну остановили инспекторы дорожной полиции - со всеми почестями до гостиницы колонну мотоциклистов сопровождала патрульная машина.
День второй
Уральская программа участников мотопробега была расписана буквально по часам. Первыми российских гостей принимали клуб «Фронтовичка». Среди членов этого клуба есть ветераны, которые находились во время войны в блокадном Ленинграде.
- Мы хотим сделать все возможное, чтобы фронтовички смогли посмотреть на современный Питер, ведь они помнят его таким, какой он был в военное время. Сейчас наш город сильно изменился. Встреча с женщинами произвела на нас просто ошеломляющее впечатление, - поделился Игорь Пинчук, президент Санкт-Петербургского байк-клуба «Night Hunter’s». - Когда после теплой дружеской беседы они спели для нас под гармонь те песни, с которыми прошли войну, мы были тронуты до глубины души.
Но, как оказалось, это далеко не все таланты отважных женщин. На местах сражений после тяжелых будней они писали стихи, многие из которых сохранились и поныне. Творчество, наполненное воспоминаниями военных лет, представила гостям Алевтина Тимофеевна Митрохина. Фронтовички также хотели продемонстрировать свои кулинарные таланты, но администрация почему-то запретила встретить байкеров в лучших традициях гостеприимства, сославшись на занятость гостей.
Попрощавшись с фронтовичками, участники акции отправились в лицей № 5. Здесь они познакомились с ребятами, состоящими в военно-патриотическом клубе «Поиск», который существует уже более пяти лет. Байкерам рассказали о деятельности клуба и провели экскурсию по музею, посвященному войне в Афганистане. Кстати, экспонаты для музея находят сами учащиеся.
Участников мотопробега поприветствовал и аким города. Помимо теплых слов Самиголла Уразов вручил байкерам памятный подарок. Ребята тоже приехали на встречу не с пустыми руками. Президент байк-клуба «Night Hunter’s» вручил акиму письмо от администрации Санкт-Петербурга, участников фестиваля патриотической песни «22 июня, ровно в 4 часа», а также подарочную энциклопедию.
Капсулу - ветерану!
На третий день мотопробег достиг своей цели. Колеса байков коснулись площади Победы. Российские гости встретились с ветеранами, которые защищали Ленинград во времена войны. Три райдера предстали перед собравшимися в форме, которая сохранилась со времен войны. Причем это не копия, сшитая на скорую руку в каком-нибудь ателье, а настоящая одежда советских солдат. Ее передал питерским байкерам один из ветеранов.
...В сентябре 1941 года два эшелона казахстанских солдат прибыли в Ленинград. В числе новобранцев был и наш земляк Бисен Жумагалиев. Тогда ему едва исполнилось 20 лет. Защищая от врага культурную столицу России, он и не предполагал, что много лет спустя именно ему вручат гильзу с землей, взятой с того места, где похоронены его однополчане.
- Я знал многих ребят из 314-й дивизии. Они сражались отважно. Немногие из них вернулись домой, – вспоминает ветеран. – Приятно, что нынешнее поколение помнит о том времени.
В ответ на слова седовласого воина организатор мотопробега ответил следующее:
- Горжусь, что у меня есть такой земляк, как Бисен Жумагалиев. И считаю неким знамением, что именно ему в руки я передал снаряд с землей, на которой он проливал свою кровь.
- Мы создадим отдельный стенд в питерском музее, посвященный Бисену Жумагалиеву, - пообещал Игорь Пинчук.
Уральск-берлин
В завершении акции состоялось традиционное возложение цветов к Вечному огню. Но на этом сотрудничество между двумя городами не закончится. Россияне выступили с предложением открыть здесь, в Уральске, представительство своей организации. А на следующий, уже юбилейный, год они планируют повторить мотопробег.
Первоначально было задумано стартовать из Питера через Уральск в Астану. Но на уральской земле планы претерпели грандиозные изменения. У ребят родилась идея начать пробег именно из нашего города. Путь будет пролегать через Самару, которая уже готова принять наших байкеров. Потом мотопробег направится в Санкт-Петербург. Конечной точкой маршрута станет Берлин. Акимат г. Уральска заверил гостей, что свяжется с казахстанским посольством в Германии. Там есть общественные организации, которые готовы заняться организацией мотопробега в Берлине. Получится большая трехсторонняя международная акция.
Но, как отмечают ребята, их работа не основывается только на акциях. Они постоянно проводят встречи по патриотическому воспитанию молодежи, чтобы последующее поколение знало, что в Великой Отечественной войне победил советский народ, а не американцы, как показывают в зарубежных фильмах.
- Пока есть возможность общаться с ветеранами, это нужно делать, - говорят участники мотопробега. - Ведь их с каждым годом остается все меньше. А с ними уходит целый пласт нашей истории.
Прием на Урале
Особо впечатляющим для россиян стало посещение Свистун-горы. Город, видимый как на ладони, мерцающий вечерними огнями, не мог оставить их равнодушными. Правда, на обратном пути колонну остановили стражи дорожного порядка. Документов проверять не стали, а просто посоветовали в темное время суток быть немного осторожнее на городских улицах. Местные автолюбители мотоциклистов, к сожалению, почему-то не уважают. А может, просто не видят?
- Уральск произвел положительное впечатление, – отметил Игорь Пинчук. - За пять лет он очень изменился, причем в лучшую сторону. Питер - культурная столица России. Могу сказать без преувеличения: Уральск – культурная столица Казахстана. Я тоже считаю себя казахстанцем, так как именно здесь, в Уральске я родился и получил среднее образование. Причем, как оказалось в дальнейшем, уровень подготовки, которую мне дала наша 16-я школа, очень высокий.
Уральцы приняли мотоциклистов очень тепло. На дорогах кортеж мотоциклов встречали сигналами клаксонов, а с тротуаров горожане махали руками. Было видно, что приветствие не наигранное, а искреннее, от души. А в последний день пребывания на уральской земле Игорь рассказал такую историю:
- Мы ходили по рынку, выбирая сувениры. Навстречу попались две бабушки. Одна из них, толкая в плечо подружку, произносит, глядя на нас: «Вон, гляди, брокеры пошли, которых по телику показывали. Они к нам к 65-летию Победы приехали!».
За кадром
Участники пробега тщательно готовили мотоциклы к обратной дороге. Все детали, которые в пути могли «полететь», попросту заменили. Но без эксцессов все же не обошлось. На «Ямахе» председателя байк-клуба стерлись тормозные колодки. Задачу решить было не так-то просто – в Уральске с запчастями на мотоциклы большая напряженка. Можно было, конечно, заказать через официальных дилеров, но ждать пришлось бы как минимум две недели. А этого времени у питерцев попросту не было. Поэтому ремонт пришлось делать как обычно, из подручных материалов, благо в городе не перевелись еще умельцы прилаживать к японской технике отечественные запчасти. После пары «волшебных» движений механика болгаркой, «ураловские» тормозные колодки встали идеально, словно родные.

Питерских байкеров «пытала»
Ирина МАРТЫНОВА

 

 
Design by Kumargazhin Almat