Nomer 36 (386) 9 сентября 2010 года

   НЕУМЕСТНЫЙ БЮРОКРАТИЗМ

В редакцию «Н» обратился житель Уральска Жаскайрат Имангазиев. Его мать с 1936 по1950 годы работала дояркой в Есенсайском совхозе, но из-за отсутствия подтверждающих документов этот период не был включен в ее общий стаж при назначении пенсии.

Судя по рассказу Жаскайрата, Сани-апа в 1973 году вышла на пенсию, размер которой из-за неполного стажа составлял всего 35 рублей:
- В то время я хорошо зарабатывал, а потому особо не задумывался о будущем.
В январе 2010 года Сани-апа обратилась в Западно-Казахстанский филиал ГЦВП с тем, что при назначении пенсионных выплат не были включены 3 года 10 месяцев, отработанные с 1941 по 1945 годы во время войны. Она просила включить этот период в общий трудовой стаж для перерасчета пенсии. Ведь в 2005 году решением городской спецкомиссии к протоколу № 13 от 19.04.2005 г. ей было назначено государственное пособие, согласно постановлению правительства как труженику тыла, проработавшему не менее 6 месяцев в годы ВОВ. А в решении комиссии указали: «Считать установленным стаж с 1941 по 1945 годы, три года десять месяцев».
Тем не менее ветерану отказали. Согласно ответу из ГЦВП от 11 февраля 2010 г., пенсионное дело было направлено в департамент по контролю и социальной защите области. Как пояснил директор ГЦВП Аскар Кожумов, центр – орган чисто технический, и выплаты пенсий они производят на основании решений департамента. Там ответили, что «руководствуясь п. 4 раздела 2 Правил назначения и осуществления пенсионных выплат, утвержденных постановлением правительства от 25 августа 2006 г., по свидетельским показаниям трудовой стаж не засчитывается». Кроме как по решению суда, о чем говорится в п. 2 ст. 12 закона о пенсионном обеспечении.
В апреле 2010 года Сани Имангазиева написала заявление в горсуд с требованием признать факт работы в годы войны и включить 3 года 10 месяцев в общий трудовой стаж, чтобы ей увеличили размер пенсии, положеннной по закону. Суд решил: «Установить факт работы Имангазиевой Сани в должности доярки в Есенсайском совхозе с 22.06.1941 по 09.05.1945 годы».
В ответ на это департамент соцзащиты подал апелляцию, упирая на то, что установление спецкомиссиями стажа работы в годы Великой Отечественной войны дает право лишь на получение пособия, и включение его в общий трудовой стаж законом не предусмотрено.
Областной суд отклонил жалобу департамента, оставив решение городского суда № 2 от 22 июня 2010 года без изменений.
Вроде бы все, точка поставлена, но нет. Орган социальной защиты не спешит его выполнить, сухо мотивируя свой отказ тем, что решением специальной комиссии факт работы уже установлен. Чему в унисон твердит и главный специалист департамента Куаныш Сансызбаев, в чьем ведении находится это дело: «В решении суда сказано лишь установить факт работы Имангазиевой Сани, что уже сделано для получения пособия, которое ей ежемесячно выплачивается. Но там же не сказано включить годы работы в общий трудовой стаж с дальнейшим перерасчетом пенсии. Пусть суд вынесет именно такое решение – и мы его выполним, как полагается по закону».
Главный эксперт комитета по контролю и социальной защите министерства труда, куда мы обратились за комментариями, Гульнар Орынтаева выразила удивление по поводу такой трактовки вопроса: «Ведь об этом говорится в содержании иска?» Отметив, что трудно издалека судить о действиях местных органов, она посоветовала вновь обратиться в суд.
Секретарь суда Анастасия Землянушкина, сказав, что судья комментарии давать не будет, лишь добавила: «В этой ситуации надо написать заявление о вынесении дополнительного решения с указанием конкретных требований».
Словом, вся эта история еще далека от завершения, и ее исход трудно предсказуем. Если она решится в пользу Сани-апа, то может стать прецедентом, способным подвигнуть таких же ветеранов к аналогичным требованиям. Известно только, что из-за формального отношения чиновников страдает 92-летняя Сани-апа, по словам сына, все реже и реже встающая с постели. Грустно, ведь размер ее пенсии при перерасчете увеличится с 20425 до 21151 тенге, то есть всего лишь на 726 тенге...

Максим РАХИМ

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat