Nomer 49 (399) 9 декабря 2010 года

   В НЕДРАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ оказались уральцы, пришедшие в минувшее воскресенье в местный театр

В течение полутора часов хирург Андрей рассказывает об ужасах своих будней. Он работает в районной больнице, где во время операции выключается свет, а из медикаментов есть только йод, да и тот разбавленный. Молодой эскулап врачует, как может, и постепенно превращается почти в алкоголика.


«Развлекуха»
Спектакль москвичей весьма необычный. По сути, он поставлен на основе документального рассказа. На сцене, где в качестве декораций выступают подвешенные к потолку медицинские инструменты, а также граненые стаканы с водкой и соленые огурчики, динамично мелькают сцены из обычной практики сельского хирурга. Под веселую музыку аккордеона и пьяный шепот санитарок нам рассказывают об антисанитарии в больницах, об операциях без наркоза и нищенском существовании представителей одной из самых благородных профессий.
Труппа из пяти человек то и дело вступает в диалог с хирургом, который едва успевает перекурить между делом, держа сигарету при помощи пинцета. И что только не происходит в операционной! Боевое крещение доктора начинается с внезапных родов. Хирургу приходится немало попотеть, чтобы справиться с неправильным положением плода. Потом Андрей обедает и, истерично посмеиваясь, рассказывает о том, как пьяного мужика переехал трактор и ему надо оперировать ногу, однако пила в больнице ржавая… Дальше ситуация постепенно накаляется и доходит почти до абсурда. Медсестры и медбратья, выпив очередную стопку водки, смотрят диафильм про резекцию желудочка через спину, когда кишки вываливаются наружу. Врач кричит: «Развлекуха!» И этот смех вызывает страх. Всем понятно, что смеется главный герой не от радости, а от отчаяния и безысходности. А вот сцена с монологом хирурга о смерти онкобольного и вовсе наводит мистический ужас. А уже через минуту медперсонал, не будучи в состоянии что-либо изменить, начинает подтанцовывать и поочередно выкрикивать рэповый хит.
В результате всех этих экзекуций зритель вдруг начинает осознавать, что время идет, а в профессии медика ничего не меняется. Вся режиссерская конструкция органично раскрывает тему о проблемах здравоохранения и сильно действует на публику. Мы летаем в космос, но не можем излечить рак, используем интернет-технологии, но не знаем, как спасти здравоохранение от бесполезных реформ. Душа молодого хирурга болит, однако в условиях нынешней отечественной медицины он бессилен. И спасателем в этой катастрофе выступает рюмка со спиртом.
В общем, все проблемы, поднятые москвичами в постановке, не исключение ни для нашей страны, ни для нашего города.

Московский креатив
Что интересно, спектакль «Док + тор» основан на истории вполне реального человека, до сих пор работающего в астраханской районной больнице. С ним познакомилась российский поэт и драматург Елена Исаева. Так появилась документальная пьеса. Она начинается с того, как молодой человек, закончивший мединститут, приходит на свой первый больничный пост, и заканчивается тем же самым – другой интерн повторяет все действия своего предшественника.
Режиссер театра Владимир Панков строит спектакль нетрадиционно, используя жанр саунд-драмы. Как рассказала администратор театра «ДОС» Ника Гаркалина, этот прием в театре используется довольно давно. А впервые он был применен в спектакле «Док + тор» еще пять лет назад. Именно этот спектакль принес театру известность.
- Наш негосударственный театр-студия был основан семь лет назад, - говорит Ника. – Его создала команда единомышленников, которая работает в жанре саунд-драмы, который подразумевает изучение театра со стороны звука, являющегося основным действующим лицом во всех наших спектаклях.
Кстати, по словам Ники Гаркалиной, молодежный театр состоит из 25 человек, 11 из которых приехали на гастроли в Уральск. Попали москвичи в наш город благодаря министерству культуры России, которое организовало для театра саунд-драмы тур по городам СНГ. Уральск стал единственным городом, который театр «ДОС» посетил в нашей стране. Артисты из Москвы отметили, что по СНГ они ездят редко, в основном гастроли проходят в Европе. Поэтому труппа очень обрадовалась возможности побывать в Казахстане и показать зрителю, как они говорят, то, чем интересуются за рубежом.
Спектакль шел в Уральске всего один день, поэтому у артистов из Москвы не было возможности поближе познакомиться с культурной жизнью нашего города. Однако, по словам москвичей, они сильно волновались перед началом постановки, боясь встретить непонимание со стороны уральцев. Но опасения не подтвердились. Публика осталась довольна и долго благодарила российский актеров за театральный креатив.
- Здесь очень открытые и доброжелательные люди, что довольно редко встречается в наше время, - отметила Ника Гаркалина. – Нам будет приятно посетить этот город вновь.

Галина КАРЕНСКИХ

Оксана МАЛУША,
главный режиссер театра имени А. Островского:

- Театр «ДОС», конечно, уникален. А спектакль «Док+тор» невероятно интересный. Как говорится, и смех, и слезы. Блестящая игра артистов, декорации сцены, музыкальное сопровождение – все это доводит ситуацию почти до шоу. Я могу только рукоплескать.

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat