Nomer 10 (412) 10 марта 2011 года

 ТАК ПИШЕТСЯ ИСТОРИЯ

Издательство «Оптима» продолжает выпускать книги из серии «Уральская библиотека», словно блины на Масленицу. Кстати, этим праздничным угощением – блинами - смогли полакомиться в дополнение к интересным выступлениям в виде рассказов, стихов и казачьих песен присутствующие на очередной презентации книг, прошедшей 3 марта в музее «Старый Уральскъ».

В прошлый четверг это был сборник Николая Чапурина «Зори над Уралом», а в минувший – автобиографическое повествование Всеволода Логашкина «Моя жизнь» - этнографическая работа о жизни в уральском казачьем поселке. Обе книги являются логическим продолжением краеведческих материалов других уральских авторов – маститого писателя-историка Николая Чеснокова, Сергея Калентьева, положившего начало рассказам о приуральных поселках - Круглоозерный, Серебряков, Янайкин и Круглый, и многих других.
Родина Николая Чапурина – село Коловертное. О его истории и отнюдь не радужном будущем, а также об исчезнувшем ныне с. Прорвинске он и поведал нам в своем труде, собранном из публицистических материалов за много лет. Многие из них ранее публиковались в областных газетах и самиздате. Николай Мелитеевич имеет множество профессий – бакенщик, рыбак, охотник, слесарь, механик широкого профиля, водитель с огромным стажем, строитель, хлебороб, - и параллельно с этим еще и публицист, как он сам себя называет.
Но главная его профессия, на мой взгляд, - быть неравнодушным человеком. Как знать, если бы не Чапурин, может, в его родном селе и по сей день не была бы восстановлена церковь, и не было бы уникального памятника коловертинцам и прорвинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Сколько времени, сил и здоровья потратил на эти бесценные для наших земляков деяния, известно только ему и его семье. Лишь частично узнаете об этом и вы, читатель, из нового сборника, потому что ко всему прочему Николай Чапурин еще и скромнейший человек, который не только душой болеет за свою маленькую родину, но и считает себя в ответе за ее настоящее и будущее…
Вторая презентованная книга, с одной стороны, продолжает тему родного края, она посвящена пос. Бударину Бударинской станицы, в состав которой, кстати, входили тогда и поселки Коловертной и Прорвинск. Но с другой стороны – это произведение совершенно другого характера, очевидно, потому, что написано в виде дневника от имени мальчика-подростка из семьи казаков Логашкиных и охватывает период его детства от 4 до 10 лет. То есть именно тот период, когда все происходящее вокруг отпечатывается в детской душе раз и навсегда, со всеми подробностями и деталями и не оставляет места домыслам, сомнениям, искажениям фактов. Тем более ценны эти факты для историков и этнографов.
Книга необычна не только в силу автобиографичности. Поражает дотошность, точность, обстоятельность и аккуратность изложения, хотя автор начал свое жизнеописание лишь в возрасте 56 лет, за 10 лет до своей смерти в 1961 году. Такая ясная память, сохраненная в пожилом возрасте, говорит о незаурядности Всеволода Логашкина как знатока своего края, как умного, грамотного человека, имеющего не только писательский талант, но и явные художественные способности. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, разбросанные по страницам рукописи. В них чувствуется знание законов рисования и черчения, будь то план поселка, вид классной комнаты или головы кошки.
Судьбу Всеволода Тихоновича Логашкина и его семьи не назовешь легкой, большая часть его близких погибли в гражданскую, сам он прошел две войны и чудом уцелел. Но все это будет потом, а пока, читая эти завораживающие своей искренностью и любовью к родине и семье страницы, видишь перед собой и выловленных огромных осетров и сазанов, и босоногих пацанов на пыльных улицах, и легендарные «гигантские шаги» на площади, которые я, например, видела лишь в раннем детстве в пионерском лагере, и неизменные лепешки, ватрушки и блины с каймаком и вареньем – обычную казачью еду. А как описывается масленица!
Очень жаль, что рукопись оборвана буквально на полуслове, причину мы скорее всего никогда не узнаем. А может, так и было задумано автором – рассказать лишь о своем раннем детстве. Так или иначе, но интерес «Моя жизнь» вызовет несомненный, а у определенной части читателей-старожилов Уральска – наверняка чувство ностальгии.
А дошла до нас эта рукопись благодаря дочери Всеволода Логашкина – Нины Рожковой, необыкновенной женщины, в адрес которой на презентации было сказано очень много благодарных слов.
Большую ценность представляет послесловие Анатолия Трегубова, в котором он как бы расшифровывает воспоминания автора о его современниках, кого так или иначе он упоминает в своих детских впечатлениях. Это дополнение придает книге ту законченность и исторический смысл, которые отсутствовали в самой рукописи.
Хочется от души поблагодарить «оптимцев» за то благое дело, которое они делают для Уральска и уральцев, и пожелать им дальнейших творческих успехов.

Вера ПЛЕТНЕВА

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat