Nomer 19 (213) 10 мая 2007 года

   БЛИЦ-ОПРОС

Вчера западноказахстанцы отдали дань искреннего уважения и признательности всем ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта. Вместе с земляками на возложении цветов к Вечному огню, памятнику Маншук Маметовой, бюстам прославленных полководцев Георгия Жукова и Героя Советского Союза Темира Масина побывали и журналисты «Надежды». А заодно мы попросили поделиться своими воспоминаниями людей, на чью жизнь выпали сороковые-роковые.

Иван Зунько:
- Шестилетним ребенком в самом начале войны я вместе с родителями и двумя братьями попал в концлагерь, где провел долгие пять лет. Помню, как тетка сумела забрать к себе мою маленькую сестренку - прямо со станции, откуда отходил поезд. Наш поезд подорвали партизаны, но сбежать не удалось. Потом дали помыться, постригли и стали брать кровь… Не забуду постоянное ощущение голода. Спасались сухарями, припрятанными матерью в мешке с тряпьем. Спали одетые, на досках. Однажды за шалость фашисты меня жестоко избили. Через колючую проволоку в соседнем здании находились военнопленные. Мы видели, как они падали на землю, а потом их куда-то уносили на носилках. Взрослых заставляли работать с утра до вечера, а детвора полола на мостовой траву, выбивающуюся из-под камней...

Мадина Искалиева:
- В тот год, когда началась война, я пошла в первый класс. Учащиеся нашей школы занимались все вместе, с первого по четвертый класс в одном помещении. У нас не было ни ручек, ни тетрадей. Все уроки приходилось сидеть сложа руки, просто слушая учительницу. Особенно запомнился зимний день 1943 года, когда отец прислал посылку, в которой была аккуратно сложена стопка белой бумаги и с десяток простых карандашей. Я принесла эту посылку в класс и раздала всем детям, очень гордясь своим отцом. А о Победе нам сообщила учительница прямо на уроке. Мы вскочили и от радости плакали, пели песни… Никогда не забуду этот день!

Григорий Шишонков:
- Семнадцатилетним пареньком меня направили в Уральск в Ленинградское училище связи, располагавшееся тогда при пединституте. Муштровали нас и днем, и ночью, чтобы побыстрее отправить на фронт. Там катастрофически не хватало связистов - они повально гибли под вражеским огнем, восстанавливая линии связи. По распределению я попал в 72-ю разведроту, которая в тылу врага отслеживала движение немецких войск. Однажды перед нами была поставлена задача – снять немецких часовых, охранявших морской порт Либава, где были размещены продуктовые склады. Под шквальным огнем немецких пулеметчиков мы даже не могли поднять головы. Но задача была выполнена. А в начале мая 1945 года по всем каналам радиосвязи передали: «Гитлер капут!»…

Людмила Харошкина-Черакаева:
- В начале войны после окончания десятилетки я уже работала учителем в семилетней школе Джангалинского района. Владея русским и казахским языками, преподавала историю Конституции, одновременно была и пионервожатой. Часто мы, молоденькие девчонки, вели хлебоуборку и заготавливали корма для скота. А однажды, помогая зимой рыбакам перебирать рыбу, я чуть не ушла под лед. Не было возможности помыться и постирать вещи, развелись вши. Тогда я и заразилась тифом… Еще помню, как на меня в заснеженной степи напала голодная волчица с волчатами. Слава Богу, невдалеке ехала подвода. Мой крик услышали мужчины. Чтобы спугнуть хищников, они подожгли камыш…

Менжан Абдрахманов:

- В десятый класс пойти не удалось, так как меня призвали на фронт. Отслужил семь лет. Не привык хвастаться военными заслугами, о них молчаливо свидетельствуют мои награды. Конец войны застал в Москве. А потом комбат повел нас на Красную площадь, и мы приняли участие на параде. Тогда, 9 мая, не было предела нашей радости и ликованию! Одни плакали, другие целовались, третьи пели и танцевали. Потом нам устроили прекрасный обед. Борщ и каша с мясом показались самой шикарной едой. Наконец и мы наелись вдоволь… После войны я закончил школу милиции и работал в органах МВД. У меня десять детей, 20 внуков и четверо правнуков, и я считаю себя самым счастливым человеком на свете!

Подготовила Галина КАРЕНСКИХ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat