Nomer 19 (213) 10 мая 2007 года

   И ОБРОСЛА МХОМ НАША ЗНАМЕНИТАЯ РОТОНДА

После публикации статьи «Вкусы разные, а закон один на всех» ветерана Великой Отечественной войны, старейшего журналиста и краеведа Приуралья Николая Чеснокова о проблемах сохранения архитектурных памятников и благоустройства Уральска в редакцию стали поступать многочисленные звонки от читателей. Горожане полностью разделяют беспокойство автора по поводу охраны историко-культурного наследия своего края. Многие обращения уральцев касались и такого памятника XIX века, установленного в Некрасовском сквере, как ротонда.
В середине XIX веке на месте этого единственного в Казахстане сооружения садово-парковой архитектуры красовалось болото. По инициативе наказного атамана Аркадия Дмитриевича Столыпина в 1859 году болото осушили, засыпали черноземом, посадили деревья, кусты и цветы. Величественный купол ротонды стал главным украшением сооружения. Здесь же появился первый в городе бульвар, он стал называться Столыпинским. В 1865 году скончался сын Александра II, наследник престола Николай Александрович, бывший атаманом всех казачьих войск. Спустя два года в центре ротонды установили его мраморный бюст. По сведениям местных краеведов, в 1861 году ротонду посещал сам Лев Толстой, приезжавший в гости к своему сослуживцу Аркадию Столыпину. Бульвар и ротонда описаны в романе «Братья» Константина Федина. На этом месте собиралась местная интеллигенция. Здесь обсуждались последние новости, признавались в любви. Уральцы любовно содержали сквер в чистоте и порядке.
Со временем по обеим сторонам бульвара стали строиться двухэтажные кирпичные дома. После 1917 года бюст царя из ротонды исчез, вместо него появился бюст Некрасова – отсюда и название сквера. Но и поэт тоже недолго продержался здесь.
Что же мы видим в парке сегодня? Некрасовский скверик, бывший когда-то любимым местом отдыха уральцев, удивляет своей запущенностью и заброшенностью. Исписанную именами и неприличными словами, а также исчерченную рисунками ротонду, плитка у основания которой почти вся уже обвалилась, обрамляют необкопанные деревья с непобеленными стволами, вглубь ведут асфальтированные дорожки с выщербленными краями. Венчает эту печальную картину неподстриженный кустарник и скелетный остов бывшей лавочки. Что бы подумал Лев Толстой, посети он сегодня этот архитектурный памятник? Под сводами когда-то нежно-белой красивой ротонды, не видевшей много лет даже косметического ремонта, поселились Бесхозяйственность и Равнодушие. А рядом с Некрасов-ским парком выросли шикарные коттеджи, и некоторые поговаривают, что сквер тоже станет продолжением чьих-то владений. Такой пример уже имеется – это вырубленный сквер по улице Фурманова, где сейчас красуется торговый центр.
«Надежда» уже обращалась к специалистам Госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО, а также управления архитектуры и градостроительства с просьбой откликнуться на проблему сохранения уральского архитектурного наследия, но ответа так и не получила. Видимо, пока поднятая тема волнует только простой люд. Тем временем место, где расположена уникальная ротонда, вновь превращается в поросшее мохом болото.

Мария ПЕТРОВСКАЯ

   КСТАТИ

Когда верстался номер, в редакцию позвонил инспектор Госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО Анатолий Гриднев и сообщил, что после празднования Дня Победы ротонда будет отреставрирована.
Планируется косметический ремонт ротонды и стилобата – ее основания, на котором стоят колонны, а также установление охранной доски с надписью. По словам Анатолия Александровича, этой работой будет заниматься Западно-Казахстанский филиал «Казреставрации».

 

Design by Kumargazhin Almat