Nomer 28 (274) 10 июля 2008 года

  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОЛЯ НАША. НЕЗАВИДНАЯ

При СССР в нашей области функционировал небольшой колхоз «Заветы Ильича». Имел он чуть более 6 тысяч гектаров пашни. Конечно, маловато, ведь более крупные хозяйства тогда обрабатывали по 20 -25 тысяч га полей. Тем не менее ежегодно «Заветы Ильича» получали стабильные урожаи зерновых - на круг выходило по 12-14 центнеров. В 1990 урожайном году яровой пшеницы собрали по 20 центнеров, озимой ржи - по 33. Отличные результаты давали плантации моркови и капусты. Был даже прекрасный яблоневый сад площадью 13 гектаров. Красой и гордостью колхозников служил двухэтажный детский сад, куда на семинары за опытом приезжали работники дошкольных учреждений со всей области. Жили колхозники богато и не знали никакой нужды.
Ситуация резко изменилась с развалом Советского Союза. Колхоз переименовали в ТОО «Емболат». С попустительства вышестоящих органов все имущество разграбили и распродали. Под нож пустили породное молочное стадо крупного рогатого скота, за полгода бесследно пропали восемь мощных тракторов К-701, из 38 автомашин остались лишь единицы. В результате перехода на так называемую новую форму хозяйствования площадь зерновых сократилась в несколько раз, а из-за несоблюдения правил агротехники резко упала урожайность сельхозкультур.
В январе 2002 г. учредителем в конце обанкротившегося ТОО «Емболат» стало АО «Береке». Была большая задолженность по зарплате, налоговым отчислениям, не хватало средств для дальнейшего ведения хозяйства. А потому с приходом «Береке» крестьяне воспряли духом. Но дальнейшие действия нового хозяина показали, что радоваться рано.
В 2006 году АО «Береке» собрало с 1060 гектаров около 1000 тонн зерна, следовательно, урожайность составила около 10 центнеров. Урожай пошел на корм скоту. Под урожай 2007 года осенью было вспахано примерно 2,5 тысячи гектаров зяби. Однако сеялки прошли только лишь на 775 гектарах. Из-за неудовлетворительной организации весенне-полевых работ вместо положенных 18-20 дней посевная кампания затянулась на два месяца. Со слов механизаторов, причиной послужили длительные простои из-за отсутствия ГСМ, семенного материала и поломок техники. Раньше посев яровых культур в колхозе завершали к 3-6 мая, в 2007 году он растянулся до начала июня. Фактически получилось, что семена не засевались, а закапывались в пересохшую почву. В итоге в 2007 урожайном году собрали около 300 тонн зерна, урожайность не превысила 4 центнеров. На поле № 7 уборку ячменя вообще пришлось остановить, так как на круг она давала менее 3 центнеров.
На незасеянной пашне, а ее площадь составила 1725 га, культивация не производилась, в результате чего там выросла лебеда высотой около метра, поля заросли овсюгом, сорным подсолнечником. А сорного овса была так много, что издалека казалось - поле засеяно овсом.
Из-за значительного сокращения площадей, вспаханных отвальными плугами, резко увеличилась засоренность полей не только сорняками, но и хлебным жуком. Как известно, зяблевая вспашка уничтожает 50-60% личинок этого жука. При плоскорезной обработке или посеве по стерне (без вспашки) его численность растет в арифметической прогрессии. Зерновой жук-кузька поражает урожай в фазе молочно-восковой спелости, в результате чего получается щуплое зерно с низким выходом муки.
Когда-то хлеборобы ЗКО гордились пшеницей с высоким содержанием белка. Природно-климатические условия нашей области и высокая агротехника способствовала получению зерна с содержанием белка 15 - 21%, при мировом стандарте 13%.
За исключением осени 2006 года, отвальная зябь более 10 лет не производилось. Да и в ТОО «Емболат» остался только один плуг ПН-4-35.
В настоящее время хлебная проблема растет буквально по месяцам. Она заключается даже не в цене булки, а в том, что в перспективе у нас, возможно, не будет собственного хлеба. Раньше зерновыми в Западно-Казахстанской области считались Зеленовский, Бурлинский, Приуральный, Чингирлауский районы. В условиях рискованного земледелия, куда мы относимся, хороший урожай получали раз в четыре года. Бокейординский, Жангалинский районы выращиванием хлеба не занимались, так как он там не родился. В настоящее время значительные площади пашни в Бурлинском районе отошли в ведение нефтегазового комплекса. Получается, что в самом урожайном бывшем Приуральном районе в удачный год получают по четыре центнера с гектара, которые идут не в закрома, а на корм скоту.
За шесть лет АО «Береке» не сдало государству ни одной тонны зерна. В текущем году, который прогнозируется засушливым, очевидно, хлеба также не будет. Тем более посев производили без вспашки, после боронования.
В настоящее время мы дошли до того, что привозим картофель даже из бедного Пакистана. В связи с этим деньги, которые должны бы работать на внутреннем рынке, безвозвратно уходят на сторону, за границу.
В 2004 году АО «Береке» получило по госпрограмме на развитие сельского хозяйства 60 миллионов тенге льготного кредита. В 2005 году эта сумма дошла до 100 миллионов. Льготные кредиты и дотации АО имело от государства и в последние годы, однако в село от этого кредита поступил только мизер. Наоборот, если в 2004 году «Береке» разобрало на стройматериалы и продано на сторону здание детсада, в 2008 году оно приступило к разборке животноводческой фермы в с. Красноармейском.
Словом, получается наоборот - финансирование сельского хозяйства с каждым годом улучшается, а производство сельхозпродукции все уменьшается.
АО «Береке» занимается также закупом молока у населения. Летом 2006 года АО закупало молока по цене 19 тенге за 1 литр, плюс брало 5% от стоимости сданного молока в качестве налога, т.е. сдатчику молока перепадало чуть более 17 тенге за литр. В 2007 году летом молоко принимали по цене 21 тенге за 1 литр. В 2006 году жители соседнего села Январцево написали коллективное письмо президенту АО Айдарову Кымбатбеку, чтобы он повысил цену на закупаемое молоко, так как доходы сельчан не покрывают затрат на содержание скота. Наивные жители с. Январцево призывали к совести и милосердию, не понимая, что при капитализме не существуют такие понятия, а главенствует только прибыль. Монополист вправе безнаказанно устанавливать любые закупочные цены, приемлемые только для него.
В конце 2007 года, когда у АО «Береке» на горизонте появился конкурент, он повысил цену молока до 50 тенге за 1 литр, но с 1 мая 2008 года снизил ее до 35 тенге. Причем снижение цены на закупаемое молоко идет с ростом цен в городе Уральске. В условиях, когда 1 литр цельного молока в два с лишним раза дешевле 1 литра самого низкооктанового бензина и дизтоплива, ясно, что все сдатчики молоко становятся банкротами. Возмущенным жителям близлежащих сел представители АО «Береке» отвечают: «Невыгодно - не сдавайте! Нам достаточно российского порошкового молока». Конечно, АО «Береке» вправе закупать там, где ему выгодно, но тогда почему он не берет льготный кредит в России или в Китае? Ведь кредит, который берется в Астане, – это деньги казахстанских налогоплательщиков, в том числе и сельских жителей, у которых «Береке» закупает молоко?!
Следует отметить, что АО «Береке» так и не смогло организовать производство собственного молока на ферме в с. Красноармейском. Если в 2005-2006 годах доля Красноармейского сельского округа в производстве молока АО «Береке» составляла 10-12%, то в 2007-2008 годах – 0.
К имеющимся ранее 173 головам КРС приобретенное в 2005 году молочное стадо из 77 коров красно-эстонской породы к середине 2007 года пало от истощения и бруцеллеза. Конечно, руководство АО «Береке» понимает, что производство молока – это трудоемкий и весьма недешевый процесс, но устанавливает невыгодную для сильного жителя сдаточную цену на молоко.
Когда-то в с. Красноармейском был собственный молочный цех, оснащенный охладителями и сепараторами. В настоящее время он разграблен, алюминий и нержавейка сданы за бесценок на металлолом. Купить и смонтировать свой мини-цех по производству масла и сыра у сельчан нет возможности.
Поэтому сельский житель, живущий за счет сдачи молока и приусадебного участка, перспектив на светлое будущее в ближайшее время не видит.

Болат БИСЕНГАЛИЕВ,
с. Красноармейское Зеленовского района

АВТОБЕСПРЕДЕЛ

Прочитал в последнем номере «Надежды» статью «Штрафами – по аварийности» и решил высказать свои накопившиеся претензии к работе по организации дорожного движения. Я проживаю по улице Мухита, 46/3, как раз-таки около остановки «Рынок». То, что там творят водители маршрутных автобусов и микроавтобусов, можно выразить одной фразой – форменное безобразие. В погоне за длинным пассажирским рублем они постоянно устраивают пробки, останавливаясь в два, а то и три ряда, сигналят на всю округу и ругаются друг с другом. В общем, с раннего утра и до вечера, пока не закроется рынок, шум стоит невообразимый.
Куда только смотрит дорожная полиция? На мой взгляд, на этом участке должен быть установлен знак «Подача звукового сигнала запрещена», ведь это предусмотрено и правилами дорожного движения.
Такое же столпотворение наблюдается на остановке по улице Курмангазы. Кроме того, в районе 40-й школы, которая находится чуть далее нашего двора, я не заметил столь необходимого здесь знака «Осторожно, дети!». Какой пример подается учащимся, если учесть, что эта школа гордится тем, что здесь готовят юных помощников дорожной полиции?
Несколько слов о культуре наших местных водителей, вернее, о ее отсутствии. Некоторые из них ведут себя на дороге просто по-хамски. Подрезают движение других машин, не пропускают пешеходов, в том числе на пешеходных переходах, а превышение скоростного режима вообще стало нормой поведения.
В советское время такие выходки строго пресекались. Получив «дырку» в талоне, лихачи сразу становились смирными.
Лично у меня за всю мою трудовую жизнь, а я проработал водителем почти 40 лет, был только один прокол. Больше ГАИ претензий ко мне не имела, потому что наказание послужило для меня уроком на всю жизнь.

Александр КОЗЫРЕНКО,
ветеран труда

ТАРА - ЗАРАЗА?

Пришло лето, и любители пива и кваса с удовольствием приобретают их на разлив с кег, установленных в уличных киосках, магазинчиках и барах. Но вот что примечательно, продают столь любимые всеми жидкости в полуторалитровых и другого объема пластиковых бутылках. Вопрос – почему?
Быть может, производители специально закупают пластиковую тару для разливной продукции? Но, понаблюдав за продавцами пива, кваса и растительного масла, пришел к выводу, что бутылки-то используются не впервые.
Всем известно, что торговая индустрия разработала массу товаров одноразового использования, к коим относятся средства женской гигиены, шприцы и так далее, в том числе и пластиковые бутылки. Если одноразовый шприц использовать дважды придет в голову лишь испытывающему ломку наркоману, а средство женской гигиены - лишь умалишенной, то почему мы сплошь и рядом пьем из бутылок сомнительной чистоты?
Молоко со стихийного рынка еще можно прокипятить. А вот растительное масло используется не только для варки и жарки, но и, к примеру, для заправки салата, что уже чревато для здоровья. А пиво или квас вообще пьется лишь в первозданном виде. Так кто поручится за то, что из бутылки при первоначальном ее использовании не пил туберкулезник? Или что они не закуплены у местных бомжей, собравших их, в свою очередь, с мусорных баков?
Ни для кого не секрет, что этот бизнес в Уральске вовсю процветает, и цена тары составляет три тенге за штуку на базарах и по пять – в магазинах. К слову, новая пластиковая бутылка обошлась бы производителю жидкостей минимум в 20 тенге! Зачем тратить такие деньги на упаковку, если санэпидстанция смотрит спустя рукава на вторичное использование тары, а потребителей, видимо, устраивает существующее положение дел?

Айдар Батырханов

МОЖЕМ, ЕСЛИ... ЗАХОТИМ

Мы привыкли, что в газете обязательно должна быть критика кого-то или чего-то. Тем не менее порой встречаются в нашей жизни вроде бы незначительные мелочи, но после которых долго остается тихая радость в душе за наших земляков.
Так и в нашем многострадальном Затоне. Вроде и пыли здесь хватает, и буераков, и своры собак бегают все так же. А алкашей, пожалуй, больше, чем где-либо в Уральске. А вот я хочу рассказать о том, как умеют люди сделать свою жизнь, несмотря ни на что, приятной и осмысленной. Почти под каждым окном или у подъезда стали люди сажать цветы, кустарник или небольшие деревца - вишню, так называемое «царское дерево», - и даже зелень к столу.
Огородик не огородик, но и глаз радует, и машин меньше под окнами, и хозяину какая-никакая польза.
Приезжайте к нам в Затон – убедитесь сами!

Татьяна РЫЖКОВА

СПОРИТЬ? ДОМ СОЖЖЕМ!

Хочу поделиться мнением о проблемах дачных садовых обществ. Сегодня нашим председателям нужна квалифицированная юридическая помощь.
Одна из проблем дачных обществ - это незаконный захват земель. Спорных ситуаций, уверена, во всех обществах много. Но расскажу о своем садовом товариществе «Мичуринец».
Например, один пожилой мужчина все огораживается и огораживается, с каждым разом увеличивая площадь своего дачного участка. А находится этот участок на берегу реки. Там есть вал, чтобы не подмывало дачи. Еще дорога, чтобы могли проехать, например, пожарные машины. Дороге этой уже лет 60. Так вот и этот дачник и другие ее уже полностью перегородили. И если, не дай Бог, что случится, ни одна машина к дачам подъехать не сможет.
На все претензии соседей «захватчики» отвечают, что они законно оформили эту землю. Но каким образом? А еще огораживают берег реки для себя, чтобы другие не купались. Что делать в таких случаях председателю и всем остальным дачникам? Юриста, что ли, держать?
В условиях, когда земля стала частной собственностью, интерес к таким участкам растет. У нас, например, дом прежнего председателя общества сожгли. Потому что много вопросов задавал. Сейчас работает молодой председатель, и мы видим, как ему трудно. Чем ему руководствоваться в своей работе? Устав у обществ есть, но он не решает такие вопросы. Как прекратить захват дачных дорог и общих территорий, как прекратить строительство на этих участках бань? Дачи в нашем обществе дорогие - 10 соток приравниваются к стоимости 2-3-комнатной квартиры. Должны ли вмешиваться в эти проблемы правоохранительные органы? И вообще, почему власти никак не интересуются проблемами дачных массивов, разве это не относится к территории города – те же дороги, обеспечение светом, охрана прибрежных территорий?
Называть свою фамилии не буду, а вдруг и мой дачный дом сожгут...

Екатерина НОВИКОВА

МАРШРУТНАЯ ЧЕХАРДА

Прочитала в «Надежде» о том, что трудно попасть на Селекционную из некоторых районов города и полностью согласна с мнением автора. Дело в том, что я живу на ул. Темира Масина, что в районе завода «Зенит», о котором, кстати, упоминалось в письме З. Березкиной. И меня очень поразил ответ службы пассажирских перевозок, что во избежание дублирования был ликвидирован, к примеру, маршрут 7Д. Ведь обыкновенная «семерка» охватывает лишь центральную часть города, это понятно ребенку. Какое уж тут дублирование, если нам, чтобы попасть на нее, надо как минимум пройти километра три! И вообще наш огромный район до такой степени забыт властями, что уже устали просить и жаловаться. Спасибо, хоть пустили вместо маршрутки автобус.
Но куда уедешь в единственной на весь район «шестерке»? Лишь на рынок да на «Омегу»? К тому же многие работники «Зенита» живут именно на Селекционной.
Почему никто не хочет или не может толково раз и навсегда разобраться с автобусными маршрутами Уральска? Всё что-то меняют, убирают, добавляют, и очень редко это получается в пользу уральцев. Ведь давно известно, что новое – это хорошо забытое старое. Что за страсть к постоянным переделкам?
А если уж говорить о дублировании маршрутов, так это, на мой взгляд, действительно имеет место сплошь и рядом. Взять хотя бы №№ 1 и 22. Разве их так называемое наложение меньше 50% остановочных пунктов? И вообще новые микрорайоны отнюдь не страдают недостатком транспорта во всех направлениях.
Вот только почему за счет «старых»?!

Альфия ХУСНУТДИНОВА,
от имени жителей
микрорайона завода «Зенит»

 

Design by Kumargazhin Almat