Nomer 37 (334) 10 сентября 2009 года

  КАК ХОЧУ, ТАК И ВОРОЧУ?

С развалом СССР источниками существования основной массы сельчан стали разведение скота и урожай с приусадебного участка. При этом значительное место в семейном бюджете заняла сдача молока. Но и здесь не обходится без проблем.

До ноября 2008 года жители села Красноармейское Зеленовского района сдавали молоко в ТОО «Береке». Люди были недовольны низкой ценой, частыми перебоями в приемке продукции – то молоковоз сломается, то водитель «кувыркается». Начали искать другого приемщика и наконец решили сдавать молоко в агрокомплекс «Жастык». Всем понравились условия, с которыми выступил на сельском сходе директор агрокомплекса Сергей Имашев, выпускник Академии управления при президенте РК.
Мы, «красноармейцы», сами подобрали человека, который будет собирать молоко, водителя. Но получилось так, что наш новый сборщик, Александр Барышев, за короткое время «переплюнул» по части мухлевания всех предыдущих. Его действиям во многом способствовала постановка работы в акгрокомплексе «Жастык».
Как оказалось, в агрокомплексе нет журнала лабораторных исследований молока на жирность. Жирность молока в «Жастыке» определяется общая, из молоковоза, а индивидуальная, по сдатчикам, устанавливается А. Барышевым по своему усмотрению. Проба на анализ, очевидно, берется для проформы. В первой декаде августа сборщик даже не брал пробы на анализ.
Для справки. В различные периоды корова дает молоко с различной жирностью. Весной, в мае месяце, она доходит до 4,2%, летом надои увеличиваются, а жирность падает от 3,5 до 3,6%, осенью она вновь повышается. Стандартной считается жирность 3,6%.
Однако почему-то почти у всех сдатчиков жирность молока составляет 3,0-3,2%. Конечно, некоторые недобросовестные жители иногда сдают обрат жирностью 2,1-2,2. Но сборщик молока за то и получает зарплату, чтобы не принимать такой продукт. Основная же масса населения сдает цельное натуральное молоко.
Искусственно занижая жирность молока, А. Барышев тем самым недоплачивал людям. При жирности 3,0% цена молока с 30 тенге за литр снижается до 24,9 тенге. То есть за каждый литр недоплачивается 5,1 тенге. Если учесть, что молока из нашего села собирается до двух тонн, нетрудно подсчитать ежедневный «навар» сборщика. Соответственно, если одному сдатчику жирность молока уменьшается до 3,0%, значит, другому повышается до 4,2%.
Чтобы узнать фамилии этих людей, я обратился в бухгалтерию агрокомплекса. Там никаких фамилий сдатчиков нет, а фигурирует только Александр Барышев, который и получает деньги за всех. Причем выдает их сдатчикам не по ведомости, а по запискам (прилагается).
Изучив всю эту технологию, я установил: сдает, к примеру, человек 25 литров молока, а в журнале могут записать 22. Если сдается 17,8 литра, пишется 17,5. В итоге за месяц набирается приличный объем «левого» молока, который вполне можно записать на подставное лицо. Люди удивлялись, как за короткий срок сборщики молока становились «богатенькими буратино».
Условия для таких махинаций создали неправильная постановка работы в агрокомплексе «Жастык» по приему и учету молока и отсутствие элементарного контроля. Практически в таких условиях только дурак не будет воровать. В этой организации одно время сборщиком молока работала Марьям Батырова. В конце 2008 года она уволилась, «кинув» сдатчиков в с. Чеботарево. Теперь трудно доказать, кто ей сдавал молоко, да и суд не принимает исковые заявления в связи с незначительными суммами иска.
В настоящее время жители с. Красноармейское не могут получить свои деньги за сданное молоко, у многих семей нет денег на хлеб, чай и сахар. А ведь директор агрокомплекса обещал рассчитываться со сдатчиками за каждую десятидневку.
В июне-июле многие в Красноармейском вновь стали сдавать молоко в ТОО «Береке». В этих условиях чтобы дойти до цивилизованного рынка, нам нужно ой сколько лет.

Болат БИСЕНГАЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat