6
Nomer 45 (447) 10 ноября 2011 года
7

 ЧЕРСТВОСТИ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО

Я мечтаю о хороших родителях…
Я мечтаю жить в семье…
Я мечтаю иметь много книг…
Я мечтаю о том, чтобы меня любили...

Какие нехитрые желания! Они мечтают о том, о чем большинство их сверстников даже не задумывается, имея все это в избытке. С такими детьми приходится работать учителям и воспитателям областной вспомогательной школы–интерната № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


- В последнее время количество детей-сирот в нашей школе уменьшается. Это связано с тем, что увеличивается число семей, берущих на себя ответственность патронатного воспитания, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Салтанат Кустаубаева. - Остальные ребята, живущие в интернате, из районов. Все учащиеся нашей школы имеют ту или иную степень умственной отсталости, которую определяет психолого–медико-педагогическая комиссия. В классах не более 12 учащихся. При обучении учителя применяют индивидуальный подход. В обыкновенной-то школе это желательно, а в нашей - просто необходимо. Посудите сами, диагноз у детей одинаковый, а степень умственной отсталости может быть разная. Вот и приходится одного знакомить с буквами, когда другой уже бегло читает. Причем сейчас все больше становится детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и имбецильностью. Причин много – плохая экология, родовая травма, осложнения на почве вирусных заболеваний… Раньше дети с подобным диагнозом вообще считались необучаемыми.

Обучаемая имбецильность
- Восемь лет назад в Алматы и в Уральске экспериментально начали обучение имбецильных детей. Раньше при нашей школе был детский сад для ребят с умственной отсталостью. Когда пришло время идти в школу, выяснилось, что обучаться по программе нашей школы они не могут. Тогда мы решили открыть для них специальный класс. На протяжении восьми лет являюсь его классным руководителем, - говорит Галия Баймуханова. – Работаю в тесном сотрудничестве с родителями.
А результаты – замечательные. Галия Галидулловна открыла тетради по математике. Честно признаюсь, то, что я увидела, тронуло и поразило до глубины души. С какой аккуратностью и тщательностью выведены цифры, такое и в обычной школе встретишь не часто. Простейшие примеры, задачки, но сколько любви и труда лежит за всем этим! Когда Галия Галидулловна говорит о детях, никак не веришь тем, кто считает, что в подобной школе могут работать только черствые люди. Глаза учителя так и светятся добротой и любовью.
- К концу девятого класса я должна пройти программу начальной школы для детей с легкой умственной отсталостью. У всех моих учащихся в справке по инвалидности есть запись: «Обучению не подлежит!». Стараюсь доказать обратное, - продолжает Галия Баймуханова. Пусть вместо русского языка в расписании стоит письмо, вместо литературы – чтение, а вместо математики – счет, все равно, хоть и медленно, но ребята овладевают элементарными навыками, значит, обучение идет. Ежедневно провожу исследовательскую работу, ведь ни программ, ни книг для учителя, ни учебников для работы с такими детьми нет. В разработке программы нам очень помог Московский государственный университет, с которым мы сотрудничали. Профессор этого вуза, педагог, что называется, от Бога - Тамара Николаевна Исаева - четыре года подряд приезжала к нам с целью обучения учителей работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью. Очень радуемся даже малейшим достижениям наших ребят. Недавно в нашем классе был открытый урок, было много гостей. Прозвенел звонок. Один мальчик хотел первым выбежать из класса, но его остановил одноклассник со словами: «Пусть учителя выйдут первыми».
Вроде ничего особенного, но сколько любви, сил и терпения вложено в то, чтобы обучить элементарным правилам поведения. Встречая ребят в коридорах, была приятно удивлена тем, что никто не забыл сказать: «Здравствуйте!», да так громко и радостно, как будто тебя здесь ждали. В обычной школе такого, к сожалению, не встретишь.

Спортивные достижения
- Наши дети с удовольствием посещают кружки, коих в школе много. Это танцы, бисероплетение, кружок мягкой игрушки, всевозможные спортивные секции. Учащиеся с удовольствием ходят на уроки физической культуры, - говорит физрук Шамур Тулеушов. - Нам есть чем гордиться. В октябре в нашей школе проводились соревнования по мини–футболу. Приезжали команды из Тараза, Актау, поселка Круглоозерного, участвовали дети из школ–интернатов для слабослышащих и слабовидящих. Учащиеся нашей школы заняли первое место. Ежегодно наши дети принимают участие в международном спортивном проекте Special Olympics. По данной программе в 2003 году дети нашей школы ездили в Ирландию, в 2006 году – в Италию, в 2007 - в Шанхай, где девчата заняли третье место по мини–футболу, в 2010 году в Германию, а в 2011 году из Греции дети привезли серебро и бронзу по дзюдо. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

Проблемы трудоустройства
- Нашим мальчикам предоставляется возможность обучиться сапожному делу прямо в школе, многие из них идут работать помощниками сапожников. Нехитрая профессия, но для детей и это большое достижение, тем более, что число профессий, которыми они могут овладеть, невелико, - говорит социальный педагог Гульмира Баирова. - Одна из основных проблем – это что делать и где жить сиротам после окончания школы. Наших выпускников не берут в училища, нет специалистов, умеющих работать с такими детьми, а ведь они нуждаются в специальных программах обучения. С нами сотрудничают только профессиональный лицей № 2 и училище № 13, что находится в поселке Переметное Зеленовского района. В основном дети обучаются строительному и швейному ремеслу. Какое–то время они живут в общежитии, а после окончания только одна дорога – в дом инвалидов.
В последнее время ситуация постепенно меняется. Государство стало выделять квартиры детям-сиротам. В прошлом году наши выпускники получили десять квартир, в этом году ожидаем не меньше. Вы бы видели, как они радуются этим квартирам, справляют новоселье, приглашают друзей, учителей, воспитателей. Но проблема все еще остается острой.
«Трудное детство никогда не кончается», - сказал редактор польского журнала Ежи Урбан. Задача взрослых - стараться сделать жизнь каждого ребенка счастливой и радостной. Учителя и воспитатели данной школы делают это ежеминутно. Удачи вам, уважаемые педагоги!

Галина ВОРОНКОВА


/

 


 

Design by Kumargazhin Almat