Nomer 50 (347) 10 декабря 2009 года

   ЛИЧНОСТЬЮ БЫТЬ ОБЯЗАН

Не претендую на истину в последней инстанции, но хочу поделиться своими мыслями по поводу роли учителей в современном обществе.

9 октября 2009 года ко мне домой, а живу я в селе Красноармейском Зеленовского района, пришла учительница местной школы. Ее интересовали документы на мой дом. В свою очередь, я поинтересовался, какое отношение имеет школа к техпаспорту дома. Она ответила, что ей просто дали такое поручение. Позже узнал, что в тот день всех учащихся после третьего урока отпустили домой, а учителя получили задание обойти село на предмет проверки документов. Тот, кто не завершил свою работу 9 октября, продолжил проверку на следующий день. А учителя Петра Тронина направили с подобным заданием в соседнее село Спартак и в понедельник, 12 октября.
Общественная активность учителей в селе Красноармейское повысилась в последние годы. Если, например, в 10 часов утра в селе проводится сходка жителей, в школе объявляется «антракт», и 20-25 учителей идут в местный клуб. Во-первых, для кворума, то есть для численности, во-вторых, чтобы другие, особенно пенсионеры и безработные, не занимали трибуну и не говорили разные крамольные слова в адрес местной власти. Что интересно, на сходку учителя идут как-то по-военному – колонной. Правда, не в ногу.
Секрет подобной активности, на мой взгляд, очень прост. В Красноармейском сельском округе вся власть принадлежит семейному дуэту. Он, Бейбит Хасанов, является акимом округа, она, Мейрамгуль Жарылкасынова, - директором СОШ. Кроме того, они остались практически единственными в селе работодателями. ТОО «Емболат», разобрав все здания и распродав имущество, переехало в отдаленную точку. Крестьянское хозяйство «Кузнецов» обанкротилось, и теперь глава КХ работает оператором в газовой котельной. Поэтому в распоряжении семейного дуэта имеются девять рабочих мест в пришкольном интернате, 13 кочегаров, шесть сторожей плюс технички, а также биржевики – люди, получающие пособие по безработице. При высоком уровне безработицы на селе счастливчики, которые добились работы, вынуждены низко кланяться правящей чете.
В целом, на мой взгляд, общественно-политическая активность учителей – весьма хорошее явление. Но здесь возникает вопрос, как же они выполняют свою основную задачу, ведь речь идет о воспитании и обучении детей? К сожалению, факты и показатели свидетельствуют далеко не в пользу позитивного ответа.
По результатам ЕНТ Красноармейская СШ в 2007-2008 учебном году среди 35 школ Зеленовского района заняла 33-е место, получив 56 баллов, тогда как средний балл по району составил 69. Из шести выпускников, участвовавших в ЕНТ, только одна девушка получила проходной балл для поступления в вуз. В 2008-2009 году учебном году Красноармейская СШ заняла по району 32-е место. Правда, средний балл по школе составил 67,2, тогда как районный показатель – 77. Только четыре выпускника получили право обучаться на платном отделении вуза, остальные не «дотянули» и до этого порогового уровня.
А ведь когда-то Красноармейская школа давала своим ученикам, можно сказать, блестящие знания. Эту школу, например, окончил доктор технических наук Таугали Бегеев, ныне ответственный работник российского «Газпрома». Здесь учились полковник Александр Копылов, он же старший преподаватель Академии генштаба РФ, капитан третьего ранга Ислам Жалпанов, с отличием закончивший Военно-Морскую Академию в Санкт-Петербурге.
Если в конце прошлого столетия в школе насчитывалось 500-600 учеников, в настоящее время здесь обучается всего… 86, то есть на одного учителя приходится чуть более трех учеников. Получается, при таком, считай, индивидуальном обучении все ученики должны быть круглыми отличниками. Однако расклад, как видим, совершенно иной.
Когда-то, до революции 1917 года, мугалим в казахском ауле или учитель в российской деревне олицетворяли собой образ честности и интеллигентности. В сложных спорах они часто выступали арбитрами, мировыми посредниками. Их сила заключалась в независимости взглядов и неподкупности.
Современные условия, сопряженные с угрозой попасть в разряд безработных, породили новый тип учителя – робкого, безвольного «мальчика» или «девочки» на побегушках. Чтобы удержаться на работе, не нужно быть Макаренко, Сухомлинским или Алтынсариным, достаточно быть послушным исполнителем указаний.
Легализационная кампания в республике закончилась более двух лет назад, и за это время работники сельского акимата могли сами обойти все дома в селе, проверить техпаспорта. Но этого не было сделано, и когда сверху запросили информацию, на прорыв в Красноармейском бросили испытанный резерв – учителей.
Говорят, если человек не имеет собственного мнения, он перестает быть личностью. Такой человек не может заниматься творческой деятельностью. Но главная проблема в том, что значительная часть современных учителей перестала быть примером для учащихся. А ведь дети – хорошие психологи, они тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Дефицит духовности в обществе всегда дает о себе знать.
В нынешнем учебном году в Красноармейской СШ нет 10-го класса. В 2009 году после окончания 9-го класса одни пошли в ПТШ, другие – работать. Учиться в школе, по мнению учащихся, стало неинтересно, не престижно.

Болат БИСЕНГАЛИЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat