9
Nomer 24 (321) 11 июня 2009 года
8

  ШАГ ВПЕРЕД, ДВА - НАЗАД

Депутаты Уральского городского маслихата озаботились темой, которая касается их самым непосредственным образом. На круглом столе они весьма активно обсудили поправки в закон РК «О местном государственном самоуправлении». Правда, с большим запозданием, ведь изменения были внесены еще в феврале нынешнего года.
По итогам круглого стола народные избранники пришли к единому мнению, что, несмотря на внесенные корректировки, закон о МГСУ еще далек от совершенства. Куда же в таком случае смотрели законотворцы? Ответ на этот и другие вопросы депутаты гормаслихата намерены получить от них самих. 19 июня они запланировали встречу с депутатами парламента РК, представляющими Приуралье.
Читатель наверняка задастся вопросом, а почему этот законопроект широко не обсуждался во время его рассмотрения в мажилисе? Один из организаторов круглого стола, депутат гормаслихата Хайдар Капанов пояснил это так:
- Как будто вы не знаете, как работает наш парламент. Быстро рассмотрели и быстро приняли, чтобы ни у кого не возникло лишних вопросов. Подобная практика отношения к гласу народа присуща нашему законодательному органу, в особенности последнего созыва. Между тем я и мои единомышленники уже полтора десятка лет занимаемся проблемой усовершенствования казахстанской системы местного самоуправления. Проведены десятки конференций на эту тему с участием авторитетных казахстанских и зарубежных ученых. Однако, как видим, наш опыт и знания никому не нужны…
Итак, что же не понравилось депутатам городского представительного органа в обновленном законе «О местном государственном самоуправлении»? Во-первых, согласно статьям 89 и 92 Конституции РК предполагалось, что закон о местном самоуправлении будет отдельным, тогда как на самом деле этого до сих пор не сделано. Понятие местного самоуправления было «растворено» в законе о МГСУ. Таким образом, по мнению депутатов, вышеуказанная норма Конституции в текущем законе не исполнена.
Во-вторых, в редакции обновленного закона МСУ – это деятельность населения и органов местного самуправления, а не форма народовластия. Тем самым акцент сделан лишь на функциональном характере МСУ, а не сущностно-содержательном.
В-третьих, не нашел своего подтверждения принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Более того, органы местной государственной власти – акиматы и маслихаты – стали одновременно органами местного самоуправления. Придание такого статуса фактически означает, что они продолжают исполнять функции прежней власти. А это означает, что маслихаты не приобрели новых полномочий.
- А если ничего существенно не изменилось, то зачем нужны были эти поправки? - вопрошает Хайдар Капанов. – Я считаю, это шаг вперед и два шага назад. Коль местное самоуправление жестко встроено в государственную систему власти, теряя свою самостоятельность, это означает утрату самого важного – способности решать местные вопросы самому населению, а не «агентам» центральной власти.
Несмотря на поток критических стрел, кое-что позитивное из обновленного закона «О местном государственном самоуправлении все же можно «выжать», признал Хайдар Капанов. Так, заложены законодательные основы для организации и деятельности МСУ, а также вовлечения в этот процесс местного населения. Кроме того, маслихаты в силу их выборного характера в системе местного самоуправления признаны первичными по отношению к акиматам. Из этого должна последовать законодательная логика в части наполнения деятельности маслихатов реальными и, что главное, действенными полномочиями.
Еще несколько позитивных моментов. В силу встроенности акиматов в систему МСУ возникает возможность поиска и выработки новых механизмов согласования между акиматом и маслихатом таких вопросов, как процедура дачи согласия на назначение акима, отчеты акимов, выражение вотума недоверия акиму, обеспечение органами местного самоуправления участия населения в решении вопросов местного значения и другие.
Согласно поправкам расширяются возможности населения по участию в местном самоуправлении: сходы и их решения отныне для маслихатов приобретают юридическую силу. Однако этот порядок еще должен быть прописан местными маслихатами.
Районные маслихаты получили дополнительные полномочия по кадровым и контрольным вопросам, а также по утверждению генеральных планов. И последний позитивный момент – это то, что сам факт принятия поправок в закон «О местном государственном самоуправлении» означает первую попытку государства приблизить публичную власть к самому близкому для населения уровню – городскому и поселковому. В этом смысле создается своеобразный буфер между назначаемой властью и населением.
19 июня круглый стол на данную тему состоится уже с участием депутатов казахстанского парламента, а 25-го депутаты городского маслихата планируют пообщаться со своими коллегами из областного представительного органа, которые первое мероприятие почему-то проигнорировали.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

 

Design by Kumargazhin Almat