9
Nomer 32 (434) 11 августа 2011 года

  ТОПЛИВНАЯ ЛИХОРАДКА

Цены на ГСМ в Казахстане снова в центре внимания. Уральские водители и руководители предприятий общественного транспорта хватаются за голову, первые - из-за скакнувшего роста цен на бензин, вторые – из-за дефицита дизельного топлива для автобусов. Чиновники же не в силах повлиять на ситуацию.

- Сначала стоимость АИ-92 была 95 тенге за литр, потом – 102, теперь уже 106, - недоумевает водитель Юрий МАРТЫНОВ. – За считанные недели цена на топливо подпрыгнула на 11 тенге! На некоторых АЗС вообще нет бензина нужной марки, на других его отпускают только по талонам, на заправках «КазМунайГаза» - постоянные очереди.
Кое-где на городских АЗС цена на АИ-95 достигла 145 тенге, но можно найти и за 125. Кроме того, на заправках катастрофически не хватает дизтоплива.
- Сейчас все перевозчики испытывают проблемы, - говорит заместитель директора ТОО «Оралтехсервис» Андрей БАКЛАН. - На АЗС - столпотворение, наши водители не могут заправиться, запасов топлива мало. Может сложиться ситуация, когда мы вообще не сможем выпустить автобусы на линию. И при этом виноватыми сделают именно перевозчиков. С чем связан дефицит топлива, непонятно.
«Н» попыталась выяснить положение дел у крупных владельцев сетей АЗС, однако в филиале ТОО «Гелиос» у нас попросили получить разрешение в головном офисе, который, в свою очередь, отказался что-либо комментировать без письменного запроса. В ряде компаний руководство постоянно находится на выезде, а остальные сотрудники молчат, как партизаны. В филиале «КазМунайГаза» в течение всего вчерашнего дня вообще никто не поднимал трубку.
Не прояснили ситуацию и в государственных органах.
- Мы лишь проверяем, нет ли сговора между субъектами рынка ГСМ, проводим мониторинг цен, - пояснил начальник отдела межрегиональной инспекции Агентства по защите конкуренции по Актюбинской и Западно-Казахстанской областям Сагындык ИРГАЛИЕВ. – С министерством нефти и газа по определению необходимых объемов топлива работает управление энергетики и коммунального хозяйства.
- Мы также проводим ежедневный мониторинг цен на топливо и отправляем данные в министерство, - сообщил начальник отдела ТЭК данного управления Куаныш ШАРАФУТДИН. – Там решают, какой объем ГСМ отпускать в регионы. А уже потом согласно решению миннефти и газа с НПЗ сюда поступает бензин. Мы на ситуацию повлиять не можем.
Между тем председатель Агентства по защите конкуренции Мажит ЕСЕНБАЕВ считает, что шум вокруг цен на ГСМ в Казахстане поднимают АЗС, аффилированные с оптовыми поставщиками.
«АЗС говорят, мол, мы «белые и пушистые» закупили у «злых дядек», то есть оптовиков, почти по предельной цене. И им якобы невыгодно торговать… Кто об этом говорит? В первую очередь те, кто сам нарушает законодательство, - цитируют СМИ главного защитника конкуренции. - Мы сейчас расследуем эти факты, и уверяю вас – докажем. Поэтому, когда они кричат, мол, оптовики задрали цены и так далее – это лукавство».
Также Мажит Есенбаев отметил, что для мелких АЗС ситуация действительно сложная, и им объективно невыгодно сегодня работать. «Но они – отдельная тема. Мы решаем вопрос по ним. Если их на самом деле оптовики «обидели», мы будем доказывать это и наказывать нарушителей», - подчеркнул он.
- Казахстанские нефтяники говорят: надо повысить стоимость отечественных нефтепродуктов до российских, но почему бы россиянам не понизить стоимость топлива до казахстанского уровня? – задался вопросом глава Агентства. - Кто сказал, что в Таможенном союзе дорога должна быть с односторонним движением? Нет. Мы как-никак партнёры с Россией.
- Расследование по фактам повышения цен на ГСМ будет завершено к концу августа – началу сентября, - пообещали в ведомстве.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat