Nomer 32 (434) 11 августа 2011 года

00

  КОГДА СПОР УМЕСТЕН

С начала августа в Казахстане начал действовать закон о медиации, проще говоря, о досудебном урегулировании споров между гражданами. К этой теме проявился неожиданный интерес со стороны простых уральцев, которые просят разъяснить, что это такое. «Н» решила разобраться, что же все-таки такое медиация и как государство будет регулировать деятельность медиаторов.

Хорошо забытое старое

Судейское сообщество хорошо восприняло новость. По мнению судьи городского суда №2 Алтын Айтуаровой, введение института медиации позволит разгрузить суды от пустяковых дел.
- Сейчас мы перегружены работой, - говорит Алтын Айтуарова. – Причем многие дела, с которыми люди идут в суды, можно решить простыми договоренностями между сторонами конфликта. Надеюсь, что именно медиаторы и займутся этим.
Как отмечает судья, медиаторы будут выступать этакими своеобразными примирителями. Они будут выслушивать стороны конфликта и искать компромиссы для его решения.
- По сути, это бии, которые испокон веков мирили казахов, - объясняет Алтын Айтуарова. – Те тоже стремились не поссорить людей окончательно, а наоборот сделать так, чтобы они пришли к мировому соглашению.
Медиаторы будут решать споры по гражданским, семейным и трудовым спорам, а также уголовные дела легкой и средней тяжести. Но, по словам Алтын Айтуаровой, есть нюансы.
Процедура медиации не применяется к спорам, затрагивающим интересы третьих лиц, или если один из спорщиков признан недееспособным. Госучреждения тоже не могут участвовать в медиации.

«В медиаторы б пошел»

- Медиатором может стать любой гражданин Казахстана с высшим образованием, не обязательно юридическим, и старше 25 лет, - подчеркивает Алтын Айтуарова. – Причем, медиаторы могут быть как профессиональные, так и нет. Профессиональный медиатор – это человек, прошедший специальные курсы. Непрофессиональным медиатором должен быть уважаемый человек, старше сорока лет. Словом, аксакал, которому доверяют обе стороны конфликта. Учет непрофессиональных медиаторов будет вести акимат. Профессиональные медиаторы должны будут объединиться в коллегию, как, к примеру, адвокаты. В нашей области пока всего один человек изъявил желание стать профессиональным медиатором.
Кстати, медиаторская деятельность не считается предпринимательством и не лицензируется.
Открытым остается вопрос об оплате труда медиаторов. Скорее всего, сами стороны будут договариваться об этом.


Ложка дегтя

Впрочем, профессиональные адвокаты и правозащитники не столь радужно воспринимают новый закон.
- Уже была попытка ввести в Казахстане третейские суды, - говорит руководитель областного бюро по правам человека Павел Кочетков. – Более того, в Гражданском кодексе есть положение, по которому стороны могут обратиться именно к такому судье. Я и сам являюсь третейским судьей. Однако за всю мою практику ко мне ни разу никто не обратился. У наших граждан сознание не то.
- Закон этот я читал, - высказывает свое мнение адвокат Максут Рахметов. – Считаю, что он сырой и работать не будет. Люди просто не пойдут к медиаторам. Надо было взять голландскую систему, раз уж наш гражданский кодекс был переписан с голландского.
- Не будет в Казахстане медиации – рассуждает юрист Алексей Ларин. – Во всяком случае, пока уровень коррупции останется на таком же высоком уровне. У нас же люди не договариваются, а за деньги в судах «разводят».

Алексей ЮМАШЕВ

 

 

 

 
 

 

 

Design by Kumargazhin Almat