Nomer 50 (296) 11 декабря 2008 года

   ХОРОШО ШЕЙХАМ! А НАМ КАКОВО?

Почему мы не живем как арабские шейхи, и в чем разница между футбольным клубом и национальной компанией «КазМунайГаз» - дискутировали НПО и СМИ в Атырау, на семинаре «Баррель перемен. Нефтегазовый сектор Казахстана и устойчивое развитие».
По поводу КМГ ответили сразу: от футбольного клуба есть хотя бы моральное удовлетворение, а от национальной нефтяной компании – ничего. Но вот ответ на вопрос , что мешает нам жить, как арабским шейхам, известные эксперты, общественные деятели и руководители неправительственных организации, входящие в коалицию «Нефтяные доходы - под контроль общества», искали долго.

Безответные вопросы
Сегодня многие члены коалиции, продвигающие инициативу прозрачности добывающих отраслей промышленности (EITI), заявляют - никаких результатов, даже промежуточных, в процессе продвижения EITI в Казахстане нет. Она находится только на декларативном уровне. Иностранные компании, работающие в стране, по-прежнему закрыты от общественности. До сих пор нет достаточного доступа в предоставлении экологической информации. А сведения о финансовой деятельности добывающих компаний получить вообще невозможно. В лучшем случае на запросы НПО нефтедобывающие компании показывают первый, зримый уровень прозрачности – общую структуру, а все, что находится, так сказать, глубже, называют коммерческой тайной. А именно там и сокрыто самое интересное - квинтэссенция всех происходящих в этой сфере процессов.
По-прежнему закрытыми остаются и механизмы выделения и распределения денег на социальные проекты областей РК, где расположены месторождения. Известно, что на региональном уровне именно эти операции становятся площадкой для коррупционных действий чиновников. При этом коррупционные «тарифы» в нефтегазовой отрасли растут, говорят эксперты, как компенсация за риск. Так что на главный вопрос, который ставят перед собой эксперты и НПО, наблюдающие за процессами, происходящими в добывающей отрасли страны, – как доходы, которые Казахстан получает от добычи сырья, с пользой направить на развитие экономики страны, да чтобы эти доходы мог почувствовать еще и каждый гражданин, ответить нельзя. Потому что сегодня никто из них не располагает достоверной информацией об этих доходах.
В свою очередь, представители добывающих иностранных компаний, занимающихся разработкой месторождений, откровенно признают, что если они обнародуют все финансовые данные - это будет сродни самоубийству. При этом заверяют, что ни одна добывающая компания мира не станет сообщать обществу такие данные.
- Иностранные компании, работающие в Казахстане, несут международные навыки и обучая местных рабочих, вкладывают свой капитал. Но эти деньги мы возместим за счет добычи в будущем. Думаю, ни один из консорциумов не согласится работать на других условиях, - отметил Роберт Данкли, директор отдела по связям с общественностью и государственными органами консорциума «Аджип ККО». – А вы задаете такие вопросы, на которые нельзя ответить. Если сотрудник сделает какое-либо заявление, которое неправильно будет понято, это может оказать громадное воздействие на имидж его компаний, так как многие из них являются крупнейшими в мире. А сокращение стоимости их акций даже на 1% повлечет огромные потери. Поэтому нефтяные компании проявляют большую осторожность в том, что они сообщают обществу.
Впрочем, по поводу прозрачности работы инвесторов на территории страны есть и другая точка зрения. Зарубежный эксперт, консультант компании Intsok и бывший вице-президент компании Statoil (Норвегия) Вилли Олсен, который не смог приехать на семинар, но предоставил подготовленный по этому случаю доклад, считает, что в этом вопросе можно добиться результата, и международный опыт это подтверждает. Но чтобы поставить знак равенства между нефтяными доходами и социально-экономическим развитием страны, необходимо внедрить глобальные международные стандарты прозрачности и подотчетности добывающих компаний. А именно, в первую очередь, обеспечить прозрачность в контрактах, выдаче лицензий, процессе закупок, предоставлении информации об объемах производства, в вопросах цен на сырье, аудите, фискальном режиме, то есть режиме налогообложения, по которому доходы распределяются между компаниями и государством.
Олсен также отмечает, что в работе добывающих компаний есть сферы, где ограничен доступ к информации, и это правильно, так как касается вопросов национальной безопасности. Есть также информация, которая, будучи раскрытой, может принести ущерб нефтедобывающей компании. Также он называет очень важным вопрос: кто на самом деле принимает решения в области добычи сырья – президент, парламент, правительство, министерство или национальная нефтяная компания?

СРП не изменить?
Вопрос о невыгодных контрактах, которые заключил Казахстан с иностранными инвесторами, оказался не менее детективным. Если Казахстан инициирует пересмотр хотя бы одного соглашения о разделе продукции, о чем в последнее время очень часто говорят и в правительстве, и в СМИ, страну ждут огромные штрафы и судебные процессы. Любая нефтяная компания, с которой в одностороннем порядке будет расторгнуто соглашение о разделе продукции (СРП), постарается компенсировать все свои издержки и потерянную прибыль. А это огромные суммы. Поэтому все угрозы в адрес инвесторов о пересмотре невыгодных для страны СРП или его отмене, которые звучат со стороны властей, – блеф, считает председатель общественного объединения «Благо» Юрий Криводанов:
- Все, что можно сегодня сделать, - это договариваться на обоюдовыгодной основе. Даже отдельные статьи не могут быть пересмотрены в одностороннем порядке, - говорит он. – Но, возможно, аргументом могут быть новые потребности времени, то есть потеря актуальности некоторых статей отдельно взятых СРП.
В то же время эксперты отмечают, что Казахстан в этой проблеме вовсе не одинок. Практически каждая страна, где есть месторождения, подписывает с зарубежными нефтяными компаниями заведомо невыгодные контракты.
- Но то, что делают нефтяные компании, приходя в страну, происходит в рамках договоренности, которая достигнута с правительством, - напомнил Михаил Гончар, директор энергетических программ украинского центра «Номос». – «КазМунайГаз» в ТШО имеет 20% доли. Если в аналогичном проекте мы сравним Казахстан с Азербайджаном, то там Азербайджан имел всего 10% доли. По этому поводу было много критики, а результат оказался совсем другим. Кто мог предположить, что цены на нефть так поднимутся? Благодаря этому все инвестиции западных компаний Азербайджан возвратил досрочно. И по СРП произошел пересмотр. Азербайджан теперь будет получать 80% долевой нефти, а консорциум - 20%, что совершено меняет всю экономику. В Казахстане все шло по другой схеме, поэтому ни журналисты, ни НПО, ни эксперты не могут сказать ничего внятного по этой теме. Но с другой стороны и Эмираты не сразу стали Эмиратами. Нужно совершенствовать законодательство, а для того, чтобы европейский инвестор его исполнял, лучше всего взять соответствующие нормы европейских комиссий, адаптировать национальную законодательную базу к нормам прозрачности, тогда это поможет снять многие вопросы, которые сегодня возникают в Казахстане. Нужно также расширить инициативу EITI и войти в отрасль транспортировки нефти и газа.
Участники семинара отметили, что в вопросе продвижения инициативы EITI в Казахстане немаловажна и роль государственной нефтяной компании, которая является проводником государственной политики в нефтегазовой отрасли. Поэтому был поставлен и такой вопрос: какую роль в будущем будет играть АО «КазМунайГаз» и как вообще будет развиваться национальная компания - кулуарно, как сейчас, или все-таки открыто?
Ведь отношения КМГ с иностранными компаниями-инвесторами сегодня до конца не ясны даже экспертам. Непонятно также, как распределяются доходы, которые получают ННК, прибыль между акционерами. Без этого невозможно оценить успешность и эффективность роли той или иной компании, поэтому ННК «КазМунайГаз», будучи государственной компанией, должна регулярно публиковать всю информацию о своей экономической деятельности.

И вот какие выводы…
- Видимо, результат будет только тогда, когда мы начнем показывать зубы и инициировать судебные процессы, - предположила Тогжан Кизатова, председатель атырауского общественного объединения «Демос».
Выводы, к которым пришли представители НПО, входящих в состав коалиции «Нефтяные доходы - под контроль общества» и независимые эксперты, неутешительны. Государственные органы, а также руководство иностранных и отечественных нефтедобывающих компаний, вошедших в фокус исследования НПО, нарушают основные положения и права граждан на получение информации и не обеспечивают общественности возможности участвовать в принятии решений в этом вопросе. Также неудовлетворительно оценили руководители НПО и степень вовлеченности общественности в процесс принятия решений относительно социальных проектов и инициативы EITI в целом. В лучшем случае менее 10% казахстанцев знают об этой инициативе. Хотя и тут мнения разделились. Часть экспертов считает, что завоевывать общественное сознание - это сизифов труд, важнее, чтобы эту работу чувствовала власть, понимало экспертное сообщество, и действовали СМИ.
- Инициатива прозрачности доходов добывающей промышленности нужна для всех казахстанцев, независимо от того, живут они в нефтяном регионе или там, где вообще нет никаких месторождений, - уверен Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch фонда Сорос-Казахстан. - Потому что мы все являемся потенциальными получателями этих средств через программы развития, через программу борьбы с кризисом, и те 10 миллиардов долларов, которые выделены из Нацфонда, будут размещаться во всех регионах Казахстана.

Алла ЗЛОБИНА

 

Design by Kumargazhin Almat