Nomer 50 (296) 11 декабря 2008 года

  Марат БИСЕНГАЛИЕВ
  "ОРКЕСТР БУДЕТ - ОБЯЗАТЕЛЬНО!"

На прошлой неделе в Уральске побывал Марат Бисенгалиев. Маэстро прилетел всего на один день, чтобы дать наставление оркестрантам и проследить за тем, как движется ремонт в музыкальной студии.
Несмотря на существующие проблемы, известный скрипач пребывал в хорошем настроении. На пресс-конференции он вручил победительнице республиканского конкурса юных музыкантов, ученице музшколы № 2 Уральска Маргарите Бакаушиной свой новый компакт-диск и рассказал, что в данное время Западно-Казахстанский филармонический оркестр вынужден сделать паузу в своей работе. Временную.

- Я хотел бы поделиться новостью о презентации моего нового компакт-диска, записанного на фирме ЕМI, где исполняется концерт для скрипки Карла Дженкинса «Сары Кыз» в сопровождении Лондонского симфонического оркестра. Мировая премьера этого концерта назначена на 19 января будущего года в Нью-Йоркском Линкольн-центре при участии Нью-Йоркского симфонического оркестра. Дирижировать будет сам Карл Дженкинс. Азиатская презентация пройдет в феврале в Мумбаи, затем предполагается выступление перед московской публикой в Большом зале консерватории имени П. И. Чайковского.
- Почему концерт не сопровождает Западно-Казахстанский оркестр?
- К сожалению, на данном этапе это невозможно. Сейчас я ставлю перед собой задачу сконцентрироваться, чтобы потом продолжить работу. В данное время у меня нет возможности вывезти оркестр на гастроли за границу. Хотя, конечно, хотелось бы работать со своим оркестром…
- Как оркестр будет работать дальше?
- Думаю, что необходимо выждать время, чтобы затем собрать новый коллектив. Ведь музыканты идут туда, где предлагают лучшие условия. А этого у меня сейчас пока нет. Но я создал резерв из сильных оркестрантов, которых забрал в Мумбаи. Там они работают и получают хорошую зарплату. В любое время, как только это будет нужно, я смогу их отозвать. В жизни невозможно всегда идти вверх. Такой спад у оркестра уже был, когда он расформировался после ухода Крымбека Кушербаева с поста акима ЗКО и перед назначением Нургали Ашимова. В то время зарплату не платили около полугода, и большую часть коллектива не удалось удержать. Но второй состав был гораздо сильнее. Надеюсь, что третий состав, который я обязательно соберу, будет еще лучше и профессиональнее. Во времена экономического кризиса всегда существовала неплохая возможность обеспечения притока «мозгов».
- Считаете, что в это весьма непростое время в музыке можно больше приобрести, чем потерять?
- Да. Я сам обучался у высоких специалистов, которые приехали в Казахстан именно в годы различных исторических передряг и остались жить здесь. К примеру, во время второй мировой войны в республику приехали прекраснейшие музыканты, включая Сергея Прокофьева, кстати, написавшего казахскую оперу, которая, увы, не была закончена. Ее ноты сейчас хранятся в одной из московских библиотек. Эта опера может произвести прорыв в казахстанской музыке, но сейчас у меня нет времени этим заняться. Знаю, что и в Уральске жили великие люди. Например, прекраснейший скрипач и педагог Захар Брон. Сейчас он работает за границей, а ведь когда-то учился в уральской музыкальной школе. Я даже как-то хотел пригласить Захара Брона на Международный конкурс скрипачей…
- А что теперь будет с Уральским Международным конкурсом скрипачей?
- Я уверен, что пройдет немного времени, и он обязательно состоится. Но как скоро, неизвестно. В решении этого вопроса, который находится сейчас лишь на стадии переговоров, должна сомкнуться инициатива нескольких людей. Нужно, чтобы все необходимые для этого «ингредиенты» заработали, иначе начинать подготовку просто нет смысла. Я оптимист и спокойно отношусь к этому безвременью. Считаю, что все смогу сделать, если для этого будут условия. Не собираюсь опускать руки, а буду просто делать свою работу из того, что у меня есть. Есть контракт в Мумбаи, и это уже неплохо… Однако повлиял экономический кризис, и контракт с ТуранАлемом пока заморожен. Это, конечно, большая потеря, ведь контракт был своего рода страховкой, которая давала возможность продолжать работать при каких-то финансовых проблемах. Но я не сижу сложа руки. Вот привез с собой деньги из фонда, так сказать, лично заработанные, что-
бы помочь держаться на плаву уже не оркестру, а октету.
- При прежнем руководстве области вам многое было обещано, в том числе и автомобиль…
- Нургали Ашимов тогда спросил меня, чего бы я хотел на свой юбилей. Я ответил, что добираюсь в студию на автобусе, и неплохо было бы иметь машину. По его поручению из бюджета были выделены деньги на Тойоту Прадо, которую я, впрочем, так и не увидел. Но все это мелочи жизни… Для меня сейчас гораздо важнее совершенно другое. Не люблю бахвальства и считаю, что настоящий патриот не должен бить себя в грудь. Но если вести разговор об оркестре, то он является первым, который сделал такой прорыв в казахстанской музыке. И хотя оркестр сейчас взял паузу, его записи выходят. Первый диск «Реквием» до сих пор передается по радио и является популярным, на Западе хорошо знают бренд «Западно-Казахстанский филармонический оркестр».
- Не могу не спросить, где будете встречать Новый год?
- В Алматы сыграю с оркестром на форуме, а потом сразу возвращаюсь домой. Мы с супругой ожидаем малыша. Когда я получал золотую статуэтку «Алдым Адам», то сказал, что чувствую себя как на иголках, потому что в любой момент мой наследник может попроситься на свет. Я счастлив и очень переживаю…

Галина КАРЕНСКИХ

 

Design by Kumargazhin Almat