Nomer 7 (304) 12 февраля 2009 года

  ВВЕРХ. НЕУПРАВЛЯЕМО

 

После резкого падения курса тенге поползли вверх цены на большинство товаров. Причина проста – основная доля продовольственных и промышленных товаров завозится к нам из-за рубежа. В этой связи местные власти пытаются контролировать ситуацию. Главное оружие, которое они используют при этом, - меморандум с основными поставщиками товаров первой необходимости о сдерживании цен. Однако бизнесмены, хотя и ставят подпись под документом, говорят, что работать себе в убыток они, конечно, не будут.
Объехав в Уральске несколько рынков, торговых центров, аптек и других заведений, мы везде наблюдали одну и ту же картину - на большинство товаров сохраняются старые ценники, однако такая тенденция, как уверяют предприниматели, продлится недолго.
- Все, что завезли до девальвации, продаем по старой цене. Но новые партии будут уже по другой, более дорогой цене, - пояснил один из оптовых продавцов продуктов питания на рынке «Алтын алма», пожелавший остаться неизвестным.
Однако не везде столь заботливо относятся к землякам: многие продукты подорожали сразу после девальвации. Так, куриные окорочка от 280 тенге за кило шагнули к отметке 380. Весь спектр моющих средств «потяжелел» на 25%. Такие же колебания испытали цены на растительное масло, сахар, рис и другие продукты. При этом их стоимость на разных рынках отличается кардинально. Так, если литр подсолнечного масла на центральном рынке «отдают» за 180 тенге, на «Жайыке» за него уже просят 220-240.
Лихорадит и сферу торговли лекарственными средствами. Так, АО «Талап» повысило стоимость лекарств в среднем на 15%. Объясняется такой непопулярный шаг следующим образом.
- Если мы оставим прежние цены, не сможем закупить новые партии лекарств в таком же объеме, а это автоматически повлечет снижение продаж, - ничтоже сумняшеся отметил на днях представитель АО одному из местных телеканалов.
Тем временем министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев пригрозил принять самые жесткие меры, вплоть до отзыва лицензии, по отношению к тем, кто поднял цены на препараты, завезенные до девальвации.
В свою очередь, заведующая сетью аптек «Эмити» Гульсара Искакова сообщила, что цены у них остались на прежнем уровне. Однако она не может дать гарантию, что лекарства вскоре не подорожают:
- Курс доллара повысился на 22%, российского рубля – почти на 20%. Нетрудно догадаться, что стоимость импортных лекарств вырастет на столько же. На днях владельцы аптек подписали с облздравом меморандум, хотя при этом все прекрасно осознают, что в убыток работать не будут…
Заметно подскочили цены и в магазинах, торгующих бытовой техникой. К примеру, «Сулпак» переписал ценники в сторону увеличения на 10-15%. Здесь тоже объясняют, что продавать товар, не «накрутив» свой процент, естественно, не будут.
Только вроде бы снизился тариф на проезд в общественном транспорте, как перевозчики опять заговорили о необходимости его повышения. А связано такое поведение с ростом цен на горюче-смазочные материалы. Правда, стоимость бензина начала подниматься еще до падения тенге. Например, если раньше стоимость самого ходового бензина марки Аи-92 составляла 58-62 тенге за литр, за несколько дней до обвала тенге она возросла до 65-67 тенге. А после девальвации цена ГСМ возросла еще. Сегодня 92-й бензин отпускают по 65-72 тенге. По сравнению с прошлогодним июльским взлетом цен на ГСМ это, конечно, немного, но все же неприятно. И в этом случае все объясняется значительной долей на рынке Приуралья российских ГСМ. Правда, официальный источник в лице департамента предпринимательства и промышленности ЗКО затруднился назвать точную цифру «бензинового» присутствия России в нашей области, а неофициальные информаторы расходятся во мнении, называя то треть, то половину необходимого объема. Но как бы то ни было, рост курса рубля сделал свое черное дело.
Правительство пообещало жестко пресечь деятельность тех, кто попытается воспрепятствовать свободному доступу товаров и услуг и создать ажиотажный спрос на товары народного потребления. Что касается властей ЗКО, то здесь, помимо меморандума, который по сути не является юридическим документом, ничего путного пока не придумали. Отсюда вывод – цены неизбежно будут расти и «устаканятся» на том же уровне, что и курс тенге к иностранным валютам.
Может, недропользователям девальвация и на руку, но всем остальным она ничего хорошего не принесла. Ажиотажа на оптовках не наблюдается. Однако председатель агентства по защите конкуренции сразу определил наиболее чувствительную продовольственную группу. Это мука и мучные изделия, сахар, растительное масло, овощи и фрукты. Но чтобы поддержать в этих условиях отечественного сельхозпроизводителя, дабы они не повышали цены, нужно выделять мягкие кредиты, поднимать пошлины, устанавливать квоты, как это делается в других странах. Этих мер не видно, а время уходит, работая против простых потребителей, то бишь нас, простых казахстанцев.
Иначе говоря, девальвация тенге так и осталась неподкрепленной защитными мерами.

Ербол ИСМАГУЛОВ

Design by Kumargazhin Almat