Nomer 7 (304) 12 февраля 2009 года

  ПЕНИСТОНСКАЯ САГА

Мало кто знает, что известный скрипач Марат Бисенгалиев ведет в казахстанском журнале Esquire свою авторскую колонку. Впрочем, чему удивляться – талантливый человек талантлив во всем. Последний свой рассказ Марат прислал и в нашу редакцию. Надеемся, читателям будет интересно познакомиться с творчеством знаменитого земляка.

В этом году будет ровно 20 лет, как я живу в старой Англии – стране со своими красотами, заморочками и уникальным чувством юмора. Признаюсь, я долго раздумывал о том, стоит ли мне раскрывать свои карты по такому интимному вопросу, как место проживания, широкому кругу читателей, если иметь в виду того самого чиновника, которого я, не выдержав, обозвал всенародно быдлом, и пару бездарных дирижеров, которых я вынужден был забраковать перед самым выступлением… Но глядя на двух моих огромных псов, черный пояс по каратэ моей супруги и дом напротив, где живет сосед-полицейский, я, набравшись храбрости, стал печатать указательным пальцем эту очевидную, но крайне невероятную историю.
За эти 20 лет я сменил не менее семи домов в разных уголках Англии по разным причинам - семья, дети, развод и снова семья. Первый дом я вынужден был продать по требованию местных властей, из-за постоянных жалоб соседа. Я хорошо помню группу английских бюрократов из мэрии города Лидс, которые, вооружившись приборами измерения шума, заставили меня играть. С того момента я больше никогда не жил в городах. Последний дом я приобрел почти 10 лет назад. Бунгало в маленькой деревушке с необыкновенно красивыми окрестностями, которые я полюбил с первого взгляда.
Но особенно сильно меня удивили дома без каких-либо номеров, имена пабов и деревушек в округе. Такое впечатление, будто много веков назад кто-то, с совершенно особенным чувством юмора, осел здесь и решил отпугнуть потенциальных охотников переехать в этот райский уголок, где даже сегодня относительно небольшое население. В большинстве своем это обычные зажиточные обыватели – «old money», или своего рода рантье. Люди самодостаточные, не амбициозные, но чересчур приветливые. Каждое их предложение неизбежно заканчивается выражением «ми лув» (my love на йорк-ширском диалекте - «любовь моя». Wonderful, my love – «Прекрасно, любовь моя», For nowt, my love – «Бесплатно, любовь моя»). Это чисто йоркширское выражение, которого не существует в обычном английском языке. Признаюсь, это приятно, но не дольше двух недель. Начинает тошнить, как если бы постоянно есть вкуснейший местный чизкейк.
Так вот, моя деревушка находится между двумя населенными пунктами – CHEESE BOTTOM, что можно перевести как «Вонючая задница», и маленьким городком PENISTONE (tone – «звук», «нота»),что, мне кажется, полностью переводить даже уже не обязательно… Но больше всего мне нравится название улицы, на которой я живу, –ROUGHBIRCHWORTHLANE. Думаю, это самое длинное название улицы в мире.
Жизнь местных рантье – это, в основном, гольф, прогулки с собаками, короткие путешествия на своих незаметных автомобилях с заметными частными номерами и, конечно же, традиционные вечерние походы в местные пабы. Один из них – The Queen'slegs («Ножки королевы») открыт обычно круглосуточно, семь дней в неделю. Их отношение к жизни можно охарактеризовать надписью на скамейке рядом с моим домом: «Add nothing to, take nothingfrom, enjoy it now, then pass it on» («Ничего не добавляй, ничего не убирай, наслаждайся и передавай дальше»).
Да, мне нравится здесь, мне импонируют эти простодушные, приветливые люди, близок их юмор, но, признаюсь, мне трудно пробыть здесь даже пару недель. Это, опять же, как местный чизкейк – вкусный, сладкий, но быстро надоедает. Мне страшно не хватает алматинского мента по дороге домой в горы (дом Марата в Алматы находится высоко в горах - ред.), американского иммиграционного служащего в аэропорту Кеннеди, поездки по вонючим кварталам Мумбая…
И только после этого можно снова возвратиться домой, в местечко между CHEESE BOTTOM и PENISTONE, и с удовольствием вкусить местный чизкейк.

Марат БИСЕНГАЛИЕВ

 

 

Design by Kumargazhin Almat