Nomer 7 (304) 12 февраля 2009 года

  ОТПЕЧАТКИ НА ПАМЯТИ

Когда зимой долго не бывает снега, внезапный снегопад может заставить человека действовать неадекватно. Человек, например, может напрочь забыть, где в данный момент находится, и уподобиться безумному животному. Не верите? А я верю. Иначе трудно объяснить поведение некоторых человеческих особей, которых снегопад в Уральске застал на Мемориале воинской славы.
Какая же здесь была баталия! Обрадовавшись, подростки с упоением играли в снежки. Хохот, молодой задор!.. Так это ж здорово, скажете вы. Да, вот только сражались они… на Вечном огне. А когда снегопад утих, здесь начались другие игры. Вы наверняка их тоже любили в детстве: упасть в свежий снег, а потом смотреть, у кого отпечаток глубже. Так что ж в этом плохого? Ровным счетом ничего. Вот только отпечатки эти делались… на памяти павших.
Когда вечером 7 февраля я пришла на площадь Победы, радость от ощущения зимней свежести моментально померкла. Снег, толстым слоем лежавший на плитах с именами фронтовиков, был весь в отпечатках тел и ног их «благодарных» потомков. А еще в письменах, в том числе и таких, которые в газете не напечатаешь. Грамотное растет поколение, что и говорить, писать научилось. Как, впрочем, и писать. И оба действия совершаются на площади Победы практически одновременно. Опять не верите? Я и сама не сразу поверила, думала, зрение подводит. Увидела издалека, вроде пацан пристроился к постаменту и брюки расстегивает. Не может этого быть, решила. Пока возвращалась к Огню, мальчик, застегнув брюки, спешно ретировался, оставив на мраморе мокрое пятно.
Но и это еще не все. Подошла другая группа потомков. Один забрался руки погреть у Огня, заодно и высморкался туда же. Остальные стали метать в Огонь снежки. Я попросила их уйти, на что услышала: вы не имеете права нас отсюда выгонять. Вскоре подошла более взрослая компания. Девушки со смехом забрались на постамент – фото на память. Cпросила, воевал ли кто-нибудь в их семьях? Нет, игриво ответили они. Если б воевал, наверное, вы бы иначе вели себя у Вечного огня, подумалось мне вслух. Это ж памятник, а не могила! - искренне удивились молодые люди. И с вызовом добавили: оставьте свою демагогию и не мешайте людям отдыхать…
И действительно, что это я? Народ отдыхает, а тут какая-то тетка с непонятными речами бродит. Да все ли у нее с головой в порядке? Но где, в конце концов, полиция?! А полиция отдыхает. А заодно и память. До 9 Мая. Тогда она встряхнется ненадолго, площадь отмоют, отчистят, поставят постовых, зазвучат громкие речи, Вечный огонь будет утопать в цветах… А 10 мая все вернется на круги своя, и стела вновь заживет своей обыденной жизнью, не зависящей от времени года: пьянки, гулянки, фото на фоне Вечного огня…
В воскресенье плиты с именами павших от снега очистили, вместе со всеми отпечатками. У Вечного огня, как обычно, отдыхал народ. Мальчишки гоняли мяч, отрабатывая удары о постамент, молодая мама уводила за ручку сына, набегавшегося вокруг огонька, а теперь с упоением пинавшего пивную жестянку…
А что, нельзя разве? Это ж памятник!

Ольга ОЛЮНИНА
Фото из архива «Н»

 

Design by Kumargazhin Almat