Nomer 18 (420) 5 мая 2011 года
20

  ОБОРОНА "ЗЕНИТА"

 

Конфликт, разворачивающийся вокруг крупнейшего в области завода, перешел в стадию оборонительной войны. Тем не менее слухи вокруг АО «Зенит» продолжают ходить самые разные, а подчас и вовсе невероятные. «Н» попыталась разобраться в ситуации.


Лакомый кусочек
Вся суть конфликта между заводом и национальной компанией «Казахстан инжиниринг» (акционер завода «Зенит» и еще ряда оборонных предприятий Казахстана – «Н»), по словам директора завода Вячеслава Валиева, сводится к возможной смене собственника предприятия.
- Наше предприятие уникально, - говорит Валиев. - Завод работает давно, приносит прибыль, имеет перспективы дальнейшего развития. Заводом практически создана в Казахстане новая отрасль – военное кораблестроение. Только за прошлый год чистый доход «Зенита» составил более 300 процентов от запланированного. Заказами, а значит и работой, завод обеспечен до 2013 года. Видна перспектива до 2015 года. Хорошее финансовое положение предприятия привлекло к нему внимание. Вот и появилась идея о передаче части акций завода западным инвесторам. Я изначально был против этого, и, вероятно, поэтому компанией был поставлен вопрос о смене руководства завода. В совокупности все это, на мой взгляд, и явилось основной причиной конфликта.
По словам Вячеслава Валиева, подобная ситуация уже была с заводом «Семей инжиниринг», который после смены ряда руководителей был доведен до банкротства и передан в управление израильской компании «Elbit System».
Кстати, перед началом Вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года именно эта компания производила модернизацию грузинской бронетехники, произведенной еще в СССР, а также продала армии Грузии несколько беспилотных самолетов-разведчиков, один из которых был сбит. Инцидент обсуждался на Совете безопасности ООН, а «Elbit System» после этого, собственно, и получила широкую известность.
- Речь идет о возможном переделе собственности, обернутом в красивые разговоры о привлечении инвестиций, трансферте технологий и развитии производства, - продолжает директор завода. – Все, о чем говорит Болат Смагулов, председатель Правления НК «Казахстан инжиниринг» и его соратники, у нас на заводе уже есть. Мы работаем с украинскими и российскими предприятиями и конструкторскими бюро. Чем это не трансферт технологий? Завод – стратегический производитель, а значит, акции его должны оставаться в руках государства.
Как говорит Вячеслав Валиев, его позиция не нашла понимания у акционера, и руководством компании «Казахстан инжиниринг» на завод была направлена внеплановая проверка службы внутреннего аудита Компании, которая проводится крайне тенденциозно и целенаправленно.
- За последние месяцы нас проверяли несколько раз, - говорит Вячеслав Валиев. – Сначала генеральная прокуратура, потом военная прокуратура, даже департамент юстиции проверял нас на соблюдение авторских прав. Ни одна из этих проверок не выявила ничего, что смогло бы дискредитировать предприятие. Все законно и с соблюдением всех норм. Но вот когда приехали аудиторы из службы внутреннего аудита «Казахстан инжиниринг», мы ахнули.
Как рассказывает директор, дошло до того, что по требованию аудиторов при помощи болгарки был вскрыт металлический шкаф, который мирно стоял в прихожей кассы завода, и ключ от которого был давно потерян. В шкафу оказались личные вещи бывшего кассира.
Аудиторы «Казахстан инжиниринг», по словам Валиева, внесли дискомфорт в работу предприятия:

Только по закону
- Вместо того чтобы трудиться, многие сотрудники вынуждены отвечать на разные вопросы проверяющих. То подпись аудиторам покажется поддельной, то еще к чему-нибудь придерутся. Это не проверка, а форменное следствие!
Сотрудники завода написали письмо президенту страны Нурсултану Назарбаеву с просьбой поддержать завод и спасти уникальное предприятие. Под ним на 38 листах подписались 759 человек.
- Я не был инициатором этого обращения, - говорит Валиев. – Это решение самих работников. Свое письмо к президенту, которое помимо меня подписал еще директор Петропавловского завода тяжелого машиностроения Альберт Акеев и первый заместитель Болата Смагулова Ратмир Комратов, я отправил еще в марте. Сейчас мы ждем реакции главы государства.
Вячеслав Валиев решительно опровергает слухи о том, что рабочие завода «Зенит» могут выйти на забастовку или устроить голодовку.
- Мы будем действовать строго в рамках закона. Это же я сказал и всему коллективу. Никаких социальных волнений я не допущу.

Пробный шар
Сейчас ситуация вокруг завода «Зенит» стихла. Обе стороны конфликта не допускают его дальнейшего развития. Однако Вячеслав Валиев не исключает, что история с передачей предприятия иностранцам еще может получить свое продолжение.
- На мой взгляд, все это была своего рода проверка, как мы, заводчане, отреагируем на такие действия, - заключает Валиев.
Словно в подтверждение его слов, на сайте газеты «Мегаполис» было опубликовано письмо заместителя министра обороны РК по тыловому обеспечению, генерал-майора Талгата Жанжуменова, в котором он высказывает свое видение конфликта.
В письме генерал говорит о необходимости модернизации военных производств в стране именно за счет создания совместных предприятий и трансферта технологий.
«В целях уменьшения зависимости от импорта вооружения и военной техники, а также трансферта передовых технологий в ряде направлений планируется создание совместных предприятий с ведущими странами в области производства вооружения: Беларуси, Испании, Израиля, России, Турции и Франции, - пишет замминистра. - Огромный интерес к созданию совместных оборонных предприятий на территории Казахстана проявляют Индия, Иордания, Китай, Республика Корея, Сингапур, США, Украина, Швейцария и другие».
Так что Вячеслав Валиев, скорее всего, прав. Конфликт вокруг завода «Зенит» еще далеко не завершен.

Алексей ЮМАШЕВ

Несмотря на создавшуюся ситуацию, завод продолжает работать в прежнем режиме //

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat