Nomer 24 (270) 12 июня 2008 года

   В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

ТЕСТные РАЗБОРКИ

- Наши дети не подопытные кролики, поэтому не надо проводить подобные эксперименты, - возмущаются многие родители выпускников школ Уральска, недовольные результатами нынешнего ЕНТ.
Единое национальное тестирование закончилось, но споры родителей, равно как и слезы выпускников, не утихают до сих пор. В ЗКГУ и ЗКАТУ по-прежнему собираются потенциальные абитуриенты и снова и снова сверяют коды вариантов, просматривают вопросники и пристально изучают листы своих ответов. Может быть, кому-то из них и повезет доказать свои знания, так как прием апелляционных заявлений министерство образования и науки продлило до 15 июня, что само по себе беспрецедентно. Видимо, правительство решило не накалять страсти.
- В день к нам приходят около десяти выпускников, некоторые приезжают из сел, - отмечает директор пункта тестирования ЗКГУ Аскар Аманбаев. – Пока из 131 заявления апелляционная комиссия удовлетворила только 21.
В ЗКАТУ принята 161 апелляция, 45 из которых уже удовлетворены в пользу заявителей. Хотя прием апелляций продлен, 28% абитуриентов, сдававших ЕНТ в этом вузе, не смогли перешагнуть пороговый уровень. А это означает, что двери высших учебных заведений для них закрыты.
По данным департамента образования ЗКО, из 109 претендентов на «Алтын белги» свои знания подтвердили всего 35 западно-казахстанских выпускников, что составляет 32%. Для сравнения: в прошлом году этот процент подтверждения составил 67. В Уральске счастливыми обладателями золотого знака отличия стали лишь четверо из 24. При этом по результатам ЕНТ Уральск занимает четвертую позицию среди всех школ Приуралья. Многие расстроенные итогами тестирования выпускники сходятся во мнении, что ЕНТ-2008 сыграло с ними не просто злую шутку, а поломало всю дальнейшую жизнь.
- Задания по математике были не из школьной программы, - говорит Аида Даришева, выпускница СОШ № 21. – Это по-настоящему высшая математика. Кроме того, вопросы в экзаменационных тестниках не совпадали с теми, по которым нас готовили к ЕНТ. Получается, учили одно, а сдавали совершенно другое…
- От такого ЕНТ я в полном недоумении, - рассказывает другой выпускник, убедительно просивший не упоминать его фамилии. – Представляете, на комплексном тестировании для поступления в Казахстанско-Британский технический университет я набрал по математике 20 баллов. Из вуза мне пришло письмо, в котором говорится, что, преодолев пороговый уровень в ЕНТ, я становлюсь полноправным студентом КБТУ. И что же? У меня теперь двойка по математике…
- На следующий день после ЕНТ два учителя математики решали одну из задач, которая была в экзаменационных тестах. Полчаса они спорили и не могли найти общее решение, - возмущается Сауле Мергалиева, родственница выпускницы. - Зачем и без того загруженных учебой выпускников загонять в угол, создавая условия для нервных срывов?
Инициативная группа уральских родителей, направившая письмо в министерство образования и науки с просьбой пересмотреть результаты ЕНТ, побывала в городском отделе образования.
- Там нас упрекнули в том, что мы неправильно проинформированы о правилах ЕНТ, - продолжает Сауле Мергалиева. – В этом чиновники от образования обвинили директоров школ, пригрозив им… увольнением.
Родителей возмущает также и то, что детям дали всего три часа. Получается менее чем полторы минуты на каждый из 125 вопросов. Кроме того, в семь часов утра их собрали у входа в вузы и как особо подозреваемых стали проверять при помощи металлоискателя на наличие сотовых телефонов, а в течение первого часа тестирования никого не выпускали в туалет. Родители отмечают, что негатив вокруг ЕНТ создавался еще в процессе учебного года, поэтому педагоги, знающие об ужесточении правил ЕНТ, занижали выпускникам четвертные оценки по предметам, тем самым избавляя себя от «лишних» вопросов после тестирования.
«Н» уже писала о том, что единое национальное тестирование в этом году дискредитировало себя не только в глазах выпускников и их родителей, но и во властных кругах. Сначала министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев заявил об отмене ЕНТ со следующего года. Это случилось после неудачного начала ЕНТ, когда в Алматы из-за путаницы с вариантами ответов 825 из 900 выпускников «завалили» тесты, а оборонять один из алматинских университетов от возмущенных родителей приехал ОМОН. Потом эту информацию опровергла вице-минстр образования и науки Куляш Шамшидинова, которая пояснила, что было предложено разделить ЕНТ на выпускной экзамен в школах и вступительный в вузах.
Предварительную черту во всей этой неразберихе подвел премьер-министр Карим Масимов. По его поручению создана рабочая группа во главе с министром образования и науки. Сейчас проводится служебное расследование по факту ошибки, допущенной сотрудниками Национального центра государственных стандартов тестирования. Глава правительства объявил выговор вице-министру образования и науки Куляш Шамшидиновой, отвечающей за ЕНТ, и пообещал наказать Туймебаева. Куляш Шамшидинова заверила, что все апелляционные заявления будут тщательно рассмотрены, и по каждому будут приняты решения.
Теперь рабочей группе предстоит провести анализ ЕНТ, начиная с 2004 года, и принять меры по совершенствованию всей системы единого национального экзамена. Сразу же вспоминаются результаты ЕНТ 2005 года, когда в Казахстане проводились выборы президента. Что удивительно, тогда ЕНТ прошло без сучка и задоринки. К примеру, из 67 претендентов на «Алтын белги» свои знания подтвердили 64 западно-казахстанских выпускников, что на 39 больше, чем было в 2004 году. Рубеж в 100 баллов тогда перешагнули 222 абитуриента. Сейчас же оказалось, что министерство образования и науки поставило перед выпускниками школ такие барьеры, преодолеть которые не просто сложно, а порой невозможно.
На вопрос: «Быть или не быть единому национальному тестированию?» министр образования и науки Жансеит Туймебаев ответил так:
- Нет необходимости раздувать проблему. 38,5% сдали ЕНТ на «удовлетворительно», 56% - на «хорошо», 6,5% - на «отлично». Это нормальная картина, которая наблюдается во всем мире.
Только вот непонятно, почему мы должны равняться на эту усредненную цифру, куда входят показатели и африканских школ?

Мария ПЕТРОВСКАЯ

«НАПРЯГАЕТ НЕ ЕНТ, А ЕГО ПРИМИТИВНОСТЬ»

Высказать свою точку зрения на решение проблемы ЕНТ мы попросили Николая ОСИПОВА, кандидата исторических наук, доцента факультета международных отношений Уральской Академии труда и социальных отношений.

- Николай Иванович, вы проводите консультации по ЕНТ практически с самого начала его введения, неоднократно были членом апелляционных комиссий. В чем, на ваш взгляд, причина столь скандальной ситуации со сдачей единого национального тестирования?
- Думаю, идет вырождение самой идеи ЕНТ, первоначально здравой. Она объединяет три основные идеи - предоставление бюджетных мест в вузах, снятие напряжения путем совмещения выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов и возможность государства воздействовать на реальный образовательный рынок таким мерами, как гранты, различные социальные скидки. Но в реальности получается обратный результат.
- Почему?
- Думаю, все началось с двух моментов. Первое - когда показатели ЕНТ включили в оценку качества работы областных акимов. Второе, что тоже серьезно дискредитировало ЕНТ, это полный разрыв между базой тестирования, и реальной программой образования, то есть то, что мы имеем в тестах, и то, чему учат в школе, - как говорят, три большие разницы. Не будем брать во внимание криминальные моменты единого национального тестирования. Меня поражает примитивность самого тестирования.
- А в чем заключается эта примитивность?
- Используется один тип тестирования - тестирования единственно правильного ответа. Поэтому говорят, что оно сложное, что совершенно дурацкие вопросы и сложнейшие задачи по математике. Да ничего там сложного нет. Любой специалист по образованию вам скажет - нельзя проверять гуманитариев только по одному типу тестирования, оно обязательно должно быть комплексным, должны применяться различные типы тестов, только тогда можно оценивать знания школьника. А получается вопрос-ответ, вот и все ЕНТ. Думать-то не надо, ткнул и все. Был как-то такой случай. Один умный алматинский школьник зарисовал все кругляшки и получил 120 баллов. А программисты не предусмотрели даже такого варианта.
- И учителя, и родители сейчас заявляют, что нужно возвращаться к прежней системе сдачи экзаменов, когда учитель видит глаза школьника, непосредственно взаимодействует с ним.
- При всех минусах ЕНТ в условиях коррумпированности не только государства, но и общества в целом, вводить обратно вступительные экзамены по принципу «глаза в глаза» - это абсурд. Машина запущена, и если сейчас все разворачивать обратно, тогда все развалится. К тестированию можно предъявить массу претензий, но, повторюсь, напрягает не само тестирование, а его примитивность.
- Вы говорите - все развалится. В системе нашего среднего образования настолько все завязано на ЕНТ?
- Конечно! Все эти годы весь учебный процесс работает на ЕНТ. Одиннадцатиклассники не учатся, а долбят эти тесты. Они даже не читают, не размышляют, они - зубрят. Это очевидная деградация, теряется весь смысл идеи ЕНТ, потому что оценивается только объем памяти школьника. Например, взять тесты по общей истории, с которыми я работаю с 1996 года. До 2007 года их содержание практически не менялось. Почему? А оно и не может измениться при выборе такого тестирования. Вы забиваете в него определенный объем, а дальше начинаете придумывать ученикам такие задания, которые, может, и есть в школьном учебнике, но совершенно бессмысленны. Что из того, что выпускник ответит на этот тест? Это нисколько не характеризует его знания. Такой тип тестирования в конечном итоге быстро вырождается и превращается либо в проверку на эрудированность, либо в дебильный конкурс на знания. Ну нельзя большой объем знаний в этот тип тестирования запихнуть. Работа всего этого центра тестирования не выдерживает никакой критики, не знаю, за что эти люди получают зарплату, да еще и подставляют всю страну.
- И что делать?
- Надо менять сам характер тестирования. В том виде, в котором существует ЕНТ, оно ни в коем случае не приемлемо. Когда придумывали тестирование, забыли о том, что у нас средняя школа – базовая. Пускай школьник спокойно получает свое базовое образование, а потом определяется и уже решает - в том вузе, куда я хочу поступить, нужны такие-то знания, и я должен их показать в тестах. Тогда и учителя будут нормально работать, ведь они уже на 11 классе крест ставят - с сентября не учат, а проводят контроль знаний, чтобы школа, а потом в целом и область не оказались на последних позициях.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat